Комплексное занятие Семь бед — один ответ

Цель:

Воспитание умения вежливо просить.

Задачи:

Формировать навыки конструктивного поведения.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Расширять кругозор.

Корректировать звукопроизносительную сторону речи.

Развивать познавательные интересы.

Материалы к занятию:

Карточки с терминами, на которых определены:

«Корректность», «Учтивость», «Любезность», «Деликатность».

Отрывок из фильма «12 стульев»,

Слова на стенд из фильма.

Ход занятия.

1 Оргмомент.

Рассказ об этикете.

Этикет — явление очень важное. Если бы вдруг отменили правила поведения, то разразилась бы катастрофа. Последствия ее были бы сравнены разве, что отменой правил дорожного движения.

Как такому человеку, который не хотел бы чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любой ситуации, нравиться самому себе и окружающим. Единственным условием этого являются знания и соблюдения элементарных норм и правил хорошего тона.

Проведем игру — состязание.

Правила проведения игры. Сейчас каждая команда получит карточки с терминами и попытается их исполнить. При подведении итогов будет учитываться не только правильность ответов, но и чувство юмора.

Каждая команд получает по 2 карточки с терминами. На выполнение задания дается 5 минут, за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, за оригинальность — еще 1 балл.

Любезность — вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому. Любезный человек — это человек приветливый, обходительный.

По Плутарху, «Любезностью будет заговорить с охотником о собаках, с болельщиком о состязаниях, с влюбленным о красавицах. А старикам, готовым говорить по всякому поводу, хотя бы и не к делу, доставит удовольствие любой вопрос, идущий навстречу этой их склонности».

Деликатность — вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью по отношению к людям, с которыми общаешься.

По Добролюбову, «Сущность деликатного характера состоит в том, что ему в тысячу раз легче самому перенести какое-нибудь неудобство, даже несчастье, нежели заставить других перенести его».

Корректность — несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, даже в самых конфликтных.

Учтивость — вежливость почтительная, проявляемая по отношению к старшим. По мнению Жана де Лабрюйера, «суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

ВЕДУЩИЙ:

Надо отметить, что этикет — не застывшее понятие. Ведь правила поведения пещерного человека отличаются от манер средневекового рыцаря, а они, в свою очередь, не такие, как у учащихся вашего класса.

Сегодня мы более подробно остановимся на культуре общения. Из чего оно состоит? Одни говорят, другие слушают, третьи действуют.

Давайте проверим, как вы умеете » говорить. Вам знакомо произведение Ильфа и Петрова «12 стульев»? Там присутствует персонаж, названный Эллочкой Людоедкой. Словарный запас ее был ограничен 33 словами. Представители команд должны, составить диалог, используя некоторые выражения из словаря Эллочки.

Например, такие:

>

Знаменито.

>

Мрак.

>

Жуть.

>

Парниша.

>

Не учите меня жить!

>

Кр-р-расота.

>

Подумаешь!

>

А у вас вся спина белая

(Тексты словаря выдаются представителям команд. Ведущий обращается к, ним, начиная диалог. За более удачный вариант ответа команда получает 5 баллов.)

Фразы для диалога:

Здравствуй, Эллочка.

Как твои дела?

Ты прекрасно выглядишь.

Где такой наряд купила?

Какие у вас прелестные стулья!

Эти стулья, наверное, старинной работы?

Что за жаргон, Эллочка?

С кем ты общаешься?

Чем занимаешься вечером?

А ты книги читаешь?

ВЕДУЩИЙ:

Чтобы общаться, мы используем речь. Она бывает деловой, частной, дружеской.

Мы предлагаем вам перевести отрывки из сказок на молодежный сленг и зачитать перевод вслух. Команда-соперница должна отгадать, что за произведение вы зашифровали.

(Время на подготовку -10 минут. Максимальная оценка — 5 баллов.)

В беседе важно не только хорошо говорить, но и внимательно слушать собеседника. Ведь одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, и от этого смысл сказанного меняется. Мы предлагаем представителям команд произнести одно и то же слово с разной интонацией. Команда соперников должна отгадать, какие чувства выразил говоривший.

(Представители команд получают задание. За каждый правильный ответ присуждается по I баллу.)

Задание для команды 1Задание для команды 2

Слово «ДА»:Слово «НЕТ»:

>

испуг,

>

согласие,

>

восторг,

>

отказ,

>

согласие,

>

восторг,

>

удивление,

>

испуг,

>

отказ.

>

удивление

ВЕДУЩИЙ:

И, наконец, наш последний, завершающий конкурс. Сейчас мы сможем оценить, насколько хорошо вы знакомы с правилами поведения.

Необходимо рассказать о своих действиях в заданной ситуации и объяснить их. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание для команды 1

На дне рождения друга соседка по столу вылила тебе на платье (костюм) бокал с коктейлем. Твои действия?

Что делать, если ты хочешь сказать что-то важное, а на тебя не обращают внимания?

Задание для команды 2

Тебе необходимо срочно что-то выяснить у классного руководителя, а он беседует с директором школы. Твои действия? А

Что делать, если соседка пожаловалась родителям, что ты сильно хлопаешь дверью?

(Подведение итогов игры. Награждение победителей.)

Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?

Свои нужды (купить телефон, коньки, новый костюм) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?

Случается ли, что помимо родительского поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например протер пол в прихожей, а еще и привел в порядок всю обувь)?

Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (Или же ты веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженного, сладкого?)

У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их остаться дома, или требуешь взять с собой, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

У вас дома взрослые гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

3 часть. Подведение итогов.

Всего десять вопросов, но по ответам на них можно многое узнать о тебе, о твоем отношении к своим родителям, родственникам, сделать определенные выводы о том, что тебе нужно изменить в своем поведении.

Итак, если у тебя на полях стоят такие отметки: «+— + + + + — -»»? то родители могут гордиться; «У них растет хороший сын (прекрасная дочь)».

Если же картина получилась совсем противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком.

Если есть некоторые совпадения, то тут тебе просто нужно подумать, какие правила поведения ты еще не освоил. Кто-то может пообещать себе: «Не буду спорить с мамой». Другой решит: «Обязательно по воскресеньям буду навещать бабушку с дедушкой». И если решение будет принято — выполняйте его неукоснительно.