Комплексное занятие Когда мне стыдно

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

“ВОЗВРАЩЕНИЕ”

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«КОГДА МНЕ СТЫДНО»

Составила: воспитатель отделения социальной реабилитации№1

Калятьева Г.П.

2013 г

ЦЕЛЬ:Воспитаниеуверенностивсебе,великодушияприобщениис

окружающими.

ЗАДАЧИ:

Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Развивать навыки конструктивного общения.

Осознавать свое переживание за счет разбора ситуаций.

Формировать умение использовать различные приемы проявления чувства.

Расширение словарного запаса за счет подбора антонимов и синонимов к своему настроению.

МАТЕРИАЛЫ к ЗАНЯТИЮ:

стихотворения «Стыдно», «Гордость»,

репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка»,

иллюстрации к повести Погорельского «Черная курица или Подземные жители»,

рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГМОМЕНТ.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с чувствами.

С каким именно — вы догадаетесь сами.

Послушайте стихотворение-загадку:

Уж закончились уроки,

Все умчались по домам.,

Только Паша одиноко Ходит, бродит по дворам;

«Как посмотрят папа с мамой, — Мальчик думает в тоске, — Появляются упрямо Двойки, тройки в дневнике;

Суну я дневник под мышку,

Нет, опасно, лучше в книжку,

Чтоб подалыие, чтоб не видно,

Вдруг узнают!..» Паше… (стыдно).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2Л. Обсуждение стихотворений.

Итак, как вы догадались, тема нашей сегодняшней Абеседы — чувство стыда. Как вы думаете, какими еще словами можно заменить слово стыд?

Как еще можно назвать состояние мальчика по дороге из школы?

{Тоска, уныние, тревога, неуверенность, неловкость…).

А теперь давайте рассмотрим чувство, противоположное стыду. Послушайте еще одно стихотворение:

Крик «Ура!» над стадионом,

На трибунах миллионы,

Пожимает руки он,

Велогонщик-чемпион;

Все усилья не напрасны,

Ведь его призванье — спорт,

Светит солнце, жизнь прекрасна,

Гонщик счастлив, гонщик…(горд),

Подбор синонимов к словам «стыд» и «гордость»..

Итак, это чувство — гордость. Придумайте синонимы к этому слову. Какими еще словами можно выразить чувства спортсмена-чемпиона? (радость, счастье, удовлетворение, уверенность).

Посмотрите на эту схему и выполните следующее задание.

Задание: Выбрать и записать в столбик перечисленные синонимы к словам стыд и гордость.

антоним

СТЫД

ГОРДОСТЬ

синонимы

У▼

(позор, испуг, неудобно, плохо, тоска, тревога, неуверенность, неловкость, уныние, радость, счастье, уверенность, удовлетворение…).

Игра «Изобрази мимикой».

Изобразите глазками. «Я стыжусь», «Я горжусь».

Покажите мимикой. «Я стыжусь», «Я горжусь».

Сравнение двух картин «Опять двойка» и «Черная

курица или Подземные жители».

Теперьдавайте

посмотрим на картинки(репродукциякартины

«Опять двойка» РешетниковаФ.П., иллюстрация к повестиН. Погорельского «Чернаякурица или подземныежители»). Скажите, про ка-кую из иллюстраций можносказать «Я стыжусь», а прокакую «Я горжусь».

Как вы думаете, разные ли чувства испытывают персонажи, почему, обоснуй свой ответ?

А теперь давайте вспомним и подумаем, как ведет себя человек, которому стыдно, как он выглядит (глаза опущены вниз, спина сгорблена). Правильно, а кто может показать? (Дети показывают).

Иногда даже говорят: сжался от стыда.

Посмотрите на мальчика на картине. Спина сутулая, глаза опущены. Подумайте, а за что может быть стыдно?

А сейчас подумайте, как выглядит человек, который горд чем-то (спина прямая, плечи расправлены, голова приподнята).

Иногда говорят, что человек может лопнуть от гордости.

Посмотрите на мальчика на картинке и убедитесь, что вы правы. А кто может показать, как он выглядит, когда горд чем-то?

Хорошо, а чем вообще можно гордиться?

Обсуждение ситуаций, работа с таблицей.

Заполните следующую таблицу.

Ситуации

Я стыжусь

Я горжусь

За себя

За друга

За класс

За семью

За животное

За школу

За…

Дети вспоминают ситуации, когда они переживали подобные чувства.

Обсуждение рассказа «Стыдно перед соловушкой».

А теперь послушайте один небольшой рассказ.

«Стыдно перед соловушкой»

«…Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей.

Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Обсуждение рассказа Толстого «Косточка».

А теперь послушайте еще один небольшой рассказ JI.H. Толстого «Косточка» (Быль).

«…Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?». Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том. беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал…».

Главные герои этих двух рассказов Лида, Оля и Ваня. Кто из детей Вам понравился больше и почему? Идет обсуждение того, что стыдно должно быть независимо от того, видят или нет другие, что может быть стыдно не только за свой поступок, но и за поступок другого человека. Делается вывод о том, что за плохие поступки должно быть стыдно. Подчеркивается, что Ваня испугался, а стыд не испытывал за совершенный проступок.

Обсуждение приемов воспитания уверенности в себе.

Обсуждение приемов владения чувствами (словесный, физический, творческий). Итак, теперь давайте обсудим, как мы можем вести себя, когда испытываем стыд. Например, когда получили двойку, разбили чашку и т. д.

Словесный метод: Можно поговорить с другом, который уже получал двойку, спросить у папы (мамы), как он (она) себя вел (вела) когда получал (получала) двойку.

Физический метод: Если нам очень за что-то стыдно, и после того, как Вас простили, все равно стыдно, то можно надуть шарик нашим стыдом, а потом лопнуть его. Или представить, что наш стыд — это грязь на руках и пойти помыть их с мылом.

Творческий метод: Можно представить стыд каким-либо из цветов, например, красным и с помощью добавления в него другого цвета увидеть, как он превращается в третий (красный + желтый = оранжевый).

Или написать рассказ «Про то, как мне было стыдно». Еще можно вырезать свой стыд из цветной бумаги, а затем разорвать его и сделать аппликацию.

С каким чувством познакомились? Что же такое стыд? Должен ли человек испытывать данное чувство и когда? А как бороться с чувством стыда?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Составление и обсуждение рассказов: «Про то, как мне было стыдно».