Комплексная программа Образование и здоровье

Комплексная программа «Образование и здоровье».

«Наставник юношества пусть

обратить сюда внимание и

постарается предупредить

безрассудность молодости, еще не

знающей цены своему здоровью. »

Н.И.Лобачевский.

Сохранение и укрепление здоровья населения страны, в том числе учащейся молодежи, в современных социально-экономических условиях становится одной из важнейших государственных задач.

В период обучения в школе школьники испытывают воздействие комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья.

В связи с этим на систему образования в целом как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложиться и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья школьников. При этом образование занимает не последнюю ступеньку в структуре общественного воспитания личности, являясь важнейшим институтом формирования образованной, квалифицированной, культурной и интеллектуальной элиты государства. Вместе с тем, в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг нарастает неудовлетворенность жизнью, апатия, увеличивается количество стрессов, что вызывает проблему дезадаптации личности в обществе и ряд негативных явлений в молодежной среде:

Ухудшается состояние здоровья молодежи, В среднем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% — имеют серьезные отклонения в физическом развитии;

размываются духовные ценности и ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти;

сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде;

растет алкоголизация и наркомания среди молодежи: около 70% лиц, употребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет. Среди школьников, прежде всего, проживающих в крупных городах, а так же в студенческой среде, наркомания увеличилась в 6-8 раз несколько последних лет. Эта проблема представляет одну из серьезнейших угроз, как здоровью населения, так и национальной безопасности России.

Такие же проблемы имеют отражение в молодежной среде Республики Татарстан.

За последние пять лет количество потребителей наркотиков в РТ возросло в 4 раза и при сохраняющейся тенденции роста числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, их количество к концу 2005 года может превысить уровень 200 тысяч человек. Таким образом, учитывая возрастную категорию наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение республики. Особое беспокойство вызывает рост наркомании среди школьников. Наркотики становятся определенной ценностью, непременным атрибутом досуга молодежи.

За последние три года число зарегистрированных преступлений, связанных с продажей, применением, сбытом, хранением и изготовлением наркотических и психотропных веществ, возросло в 1,7 раза.

По данным мониторинга наркотической ситуации в РТ, за 1 полугодие 2007 года по республике зарегистрировано 8400 наркозависимых, из них 1329 женщин, 1362 лица в возрасте от 14 до 24 лет. В городе Казани за тот же период зарегистрированы 3246 больных наркоманией, что составляет 38,6% от общего числа зарегистрированных по республике.

Наблюдается рост количества смертельных отравлений наркотическими веществами с 216 случаев в 2005 году до 276 случаев в 2006 году. В 2006 году в РТ зарегистрировано 803 случая заражения ВИЧ-инфекцией, что 8,7 % или на 64 факта больше, чем в 2005 году (739).

Как и в предыдущие годы, около половины ВИЧ-инфецированных потребителей наркотиков выявлено в Казани (148 человек).

Возросла доля безработных среди потребителей инъекционных наркотиков с 63% в 2005 году до 69% в 2006 году. 60,5% наркозависимых имеют судимость.

Всего в 2006 году по республике зарегистрировано 5007 преступлений (в 2005 году — 3822). По городу Казани в 2006 году зарегистрировано 1996 преступлений (в 2005 году — 1519), что составляет 39,8% от общего числа зарегистрированных по республикеЗа последние годы уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией — 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а наркотическими ПАВ – 11, 4 раза чаще, чем взрослые.

За пять лет число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией – 15,? Раза.

Как следует из большинства социальных исследований и научных публикаций , в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют наркотики.

II. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

1. Содержание проблемы.

До 20% школьников заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления.

Повышенная невротизация диагностируется у 55-83% учащихся, многие из них имеют хронические заболевания.

В результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25% детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся уменьшением массы тела, снижением мышечной и жизненной емкости легких.

У детей, пошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых заболевания опорно-двигательного аппарата, пищеварения, нервной системы, органов дыхания, причем распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%, распространенность психических заболеваний среди детей и подростков 20-25%.

Учитывая важность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи для системы образования в целом (федеральный закон N 51-Ф3 от 10.04.2000 г. «Об утверждении федеральной программы развития образования»; закон РФ «Об образовании»; «; приказ Минобразования РФ от 15.05.2000 г. N 1418 «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»; приказ N 176 от 19.01.2001 г., п.1.О разработке до 01.04.2000 г. федеральной целевой программы «Образование и здоровье»), а также необходимость профилактики и восстановления здоровья учителей и сотрудников, потребовалась разработка комплексной программы средней общеобразовательной школы № 108 «Образование и здоровье».

Комплексность программы обусловлена тем, что понятие «здоровье» является интегративной категорией, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную, духовную стороны его проявления, а также требует участия в ее реализации различных структурных подразделений и организаций школы и специалистов различных направлений деятельности..

В настоящее время в средней общеобразовательной школе проводится определенная работа по созданию организационной структуры, позволяющей комплексно решать вопросы сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья обучающихся и сотрудников. В этом направлении активно работает управление по социальной и воспитательной работе. В рамках Программы воспитания для принятия управленческих решений был создан методический совет по воспитательной работе, включающий в себя секцию «Образ жизни и здоровье школьников «, включающий в свой состав службу функциональной диагностики, коррекции и профилактики и социально-психологическую службу, что позволяет контролировать функциональное и психофизиологическое состояния обучающихся и сотрудников и на этой основе проводить коррекционные и профилактические мероприятия, оказывать психологическую помощь субъектам образовательного процесса, проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Негативными последствиями недостаточного внимания к проблемам здоровья обучающихся и сотрудников школы могут стать следующие: неблагоприятное состояние психического и соматического здоровья субъектов образовательного процесса и недостаточный уровень социальной адаптации студентов, что в свою очередь:

существенно ухудшит качество жизни, социальные возможности, способности к учебе и работе;

угрожает дальнейшим снижением уровня здоровья участников образовательного процесса;

Цели и задачи программы:

Целью комплексной программы «Образование и здоровье» является снижение роста заболеваемости обучающихся и сотрудников школы посредством создания условий, отвечающих требованиям укрепления и сохранения здоровья в процессе учебы и работы, формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса на основе создания здоровья как ценности, обучение школьников знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни.

Задачи программы.

Обеспечение школьникам и сотрудникам условий учебы и работы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, оптимальному распределению учебной нагрузки.

Создание системы комплексного мониторинга уровня психического и соматического здоровья и социальной адаптации школьников в с анализом факторов негативного влияния.

Внедрение системы мер психопрофилактического, реабилитационного, корригирующего и социально адаптирующего характера, связанных с улучшением организации питания, здорового досуга и отдыха, лечебно-профилактических мероприятий, психологической помощи и поддержки школьников и сотрудников. Введение в образовательный процесс комплекса мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся в школе № 108.

Внедрение комплекса образовательно-просветительских программ, направленных на приобретение школьниками знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса.

Создание условий повышения мотивации к здоровому образу жизни у частников образовательного процесса.

Обеспечение формирования системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивация на сохранение и укрепление здоровья у частников образовательного процесса школы № 108.

Укрепление материально-технической базы школы для сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Содействие укреплению здоровья работников школы.

Комплексная программа «Образование и здоровье» состоит из двух программ:

Программа «Здоровье школьников Средней школы «

Программа «Здоровье сотрудников »

Каждая программа структурно состоит из разделов, которые представляют комплекс направлений деятельности, прямо или косвенно влияющих на состояние здоровья школьников и сотрудников.

Работа по реализации каждого из разделов программы начинается с проведения системного анализа, включающего в себя оценку состояния работы по данному направлению, определения проблем и путей их решения.

В результате разработки комплексной программы средней школы «Образование и здоровье» и плана мероприятий и мер по реализации данной программы предполагается:

Оптимизация режима учебных занятий с учетом равномерности распределения дневной и недельной учебной нагрузки; приведение в соответствие санитарно-гигиеническим нормам компьютерных классов, мест учебы и работы школьников и сотрудников.

Создание условий способствующих развитию и сохранению здоровья школьников и сотрудников школы: улучшить организацию системы питания; создать условия для более широкого привлечения к занятиям физической культурой и спортом, организованному отдыху в летнем и зимнем школьном оздоровительном лагере; организовать систему мониторинга уровня здоровья обучаемых и сотрудников и внедрить комплекс программ по повышению адаптационных резервов организма, профилактики инфекционных заболеваний; расширить систему психологической помощи.

Формирование внутришкольной среды, ориентированной на ценности здорового образа жизни посредством: внедрения комплекса образовательно-просветительских программ для школьников, родителей и сотрудников, направленных на приобретение знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья, реализации в полном объеме приказа Минобразования РФ N 2974 «Об ограничении курения табака».

III. Основные направления реализации комплексной программы

Основные направления реализации комплексной программы средней школы определяются ее целями и задачами и включают в себя следующие разделы:

Информационно-образовательный.

Обеспечение безопасных для здоровья условий учебной и трудовой деятельности.

Социальная защита и социальная адаптация.

Досуг и организованный отдых.

Лечебно-профилактический.

Психологическая поддержка.

Указанные разделы являются общими как для программы «Здоровье школьников СОШ «, так и для программы «Здоровье сотрудников», но объем и содержание работы различаются и определяются различием проблем, характерных для школьников или сотрудников .

3.1. Информационно-образовательный

Данный раздел комплексной программы СОШ «Образование и здоровье» предусматривает разработку и внедрение комплекса образовательных программ в форме лекториев, круглых столов, семинаров и тренингов, направленных на приобретение школьниками знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья у субъектов образовательного процесса, повышение уровня психолого-педагогического мастерства учителей и воспитателей ГПД, использования современных технологий в пропаганде здорового образа жизни, а также возможностей для этого учебных курсов ряда предметов .

3.2. Обеспечение безопасности и оптимизации учебной и трудовой деятельности

Работа по реализации данного раздела программы направлена на создание условий учебного процесса и трудовой деятельности, отвечающих требованиям безопасности для здоровья и жизни школьников сотрудников СОШ № 108 посредством приведения в соответствие санитарно-гигиеническим нормам учебных и рабочих мест, составления расписания учебных занятий с учетом оптимального сочетания режима учебы и отдыха, активизации работы по ограничению курения табака в соответствии с федеральным законом от 10 июля 2001 г.N87-ФЗ и приказом Минобразования РФ от 16.08.2001 г. N 2974.

3.3. Социальная защита и социальная адаптация

В этом разделе предусматривается комплекс мер по работе с родителями и общественностью с целью изучения жилищно-бытовых условий и оказания социальной помощи в случае необходимости.

3.4. Досуг и организованный отдых

Этот раздел программы предусматривает работу по проведению организованного отдыха школьников и сотрудников, проведению комплекса культурно-массовых, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3.5. Лечебно-профилактический

Данный раздел программы направлен на организацию системы мониторинга и оценки состояния здоровья субъектов образовательного процесса, разработки системы мер для профилактики и коррекции неблагоприятных состояний и снижения адаптационных резервов организма, организацию системы диагностики, лечения и реабилитации сотрудников школы № 108, организацию и совершенствование работы по профилактике социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, табакокурения).

3.6. Психологическая поддержка

Работа по реализации данного раздела программы предусматривает организацию и проведение социально-психологической помощи школьникам , учителям СОШ № 108, повышение уровня социальной адаптивности школьников к условиям учебы в школе , разработку программ профессиональной ориентации школьников и профессиональной поддержки выпускников.

V. Механизм реализации программы

Организацию и координацию выполнения программы осуществляет ответственный за охрану здоровья по СОШ.

По каждому разделу программы разрабатывается рабочий план на текущий год.

Отчет о выполнении комплексной программы СОШ «Образование и здоровье» ежегодно заслушивается на педсовете .

Контроль по выполнению комплексной программы СОШ «Образование и здоровье» возлагается на администрацию школы.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

 Пояснительная записка

Детство — это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов — физических, интеллектуальных, духовных, социальных — на всю жизнь. Человечество на пути своего исторического развития все с большей осознанностью и ответственностью подходит к выстраиванию этого института, а в пору социальных и экономических катаклизмов к целенаправленной защите детства и каждого ребенка в отдельности. Первостепенным условием для развития ребенка, органичной средой для детства является образование во всех его формах и видах и особенно школьное, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни каждого ребенка.

 К сожалению, в период глубоких социально-экономических перемен в России факторы риска для детства резко обострились. При этом, пожалуй, единственным социальным институтом защиты детства осталась школа. Однако низкие ресурсные возможности школы (как и образования в целом), не восполненные в свое время государством и обществом, не позволили в должной мере выполнить эту важнейшую социальную миссию.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Здоровье школьников наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом и т.п. является одним из показателей качества образования.

По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок может быть признан здоровым. 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим заболеваниям. Все это делает очевидным неотложное восстановление и развитие школьного здравоохранения.

Из чего складывается понятие здоровья?

Безусловно, под здоровьем мы понимаем здоровье физическое или физиологическое. Оно характеризуется оптимальным и соответствующим возрасту развитием и совершенной работой всех органов и систем организма. Человек не должен страдать от болезней. Он должен быть сильным и выносливым. Иммунная система делает неизбежные в жизни каждого здорового человека инфекционные заболевания сравнительно редкими и протекающими легко.

Вторая составляющая здоровья — это высокий уровень интеллектуального развития, способность к постоянному самообразованию и самовоспитанию, стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир.

Третья составляющая здоровья — здоровье психологическое, или нравственное, или социальное — умение контактировать с людьми, доброжелательность и уважение ко всем окружающим, готовность к сотрудничеству и способность к эффективной совместной деятельности.

Совершенно здоровый человек должен быть обязательно и ярко умен, и разносторонне талантлив, и добр.

Состояние здоровья во многом определяется в детстве, в дальнейшем же оно может поддерживаться на достигнутом уровне.

Что может сделать человек и, что очень важно, его родители для создания этого «багажа здоровья»?

Первым и очень важным является правильное питание, которое обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами для роста, развития и оптимальной работы всех органов и систем. Питание должно быть полноценным и в качественном, и в количественном отношении.

Второе — это наличие оптимальной тренирующей нагрузки на все мышцы, органы чувств, функциональные структуры и органы. Например, для мышц это тренировка и физические упражнения; для головного мозга — обучение, внешние впечатления, общение; для иммунной системы — прививки и опыт перенесения инфекционных заболеваний.

И, наконец, для сохранения и приумножения здоровья необходимо медицинское и гигиеническое образование человека, воспитание навыков поведения, сберегающего здоровье (своевременные прививки, отказ от вредных привычек, профилактика возникновения травм и инфекционных заболеваний, защита от неблагоприятных воздействий различных токсических веществ и факторов окружающей среды).

Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки — таково и здоровье. Чем же характеризуется образ жизни современных подростков? Школьное образование утратило былое единообразие, наряду с традиционными учебными заведениями появились гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, частные школы. Это отражает прогрессивный в целом переход от массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ученика. Нацеленность школы на более точный учет учебных возможностей учащихся созвучна требованиям гигиенистов, настаивающих на соответствии учебных нагрузок психофизиологическим и функциональным возможностям детей и подростков. Однако далеко не всегда реальное воплощение принципов,   призванных   гуманизировать образование,  приводит к ожидаемому результату.

О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. Следуя за технологическим процессом, школа продолжает наращивать объем и интенсивность информационных потоков,  уходя  от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок.

В 1805 г. великий педагог-просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было  сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до трех лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пишу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.

Содержание школьных программ меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянный рост учебной нагрузки учащихся в школах существовал в течение длительного периода.

Из факторов, влияющих на формирование здоровья детей, большое значение имеют не только объем нагрузки и организация учебного процесса, но и те условия, в которых он происходит. Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье, 20% приходится на условия внутришкольной среды. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Важно поэтому, чтобы все то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков. А этому может способствовать только учитель, не учитель-предметник, а учитель-воспитатель, думающий о здоровье каждого конкретного ребенка.

Базовые понятия:

Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, вера в свои силы». Поэтому, та школа, которая обеспечит здоровье детей, будет всегда успешной и востребованной.

Здоровьесберегающие образовательные  технологии — комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания,  форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Здоровьесберегающая образовательная среда — совокупность социально-гигиенических, психолого-педагогических условий и физиологических факторов, способствующих реализации адаптивных возможностей индивида, формированию, сохранению и укреплению психического и физического здоровья обучающихся, воспитанников и гармоничному развитию личности.

 

Критерии эффективности здоровьесберегающей системы

1. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на разном уровне (школы, района, города, области);

2. Медико-социальные результаты;

3. Социально-психологические результаты.

Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.  

Назначение мониторинга: Получение необходимой аналитической информации о состоянии здоровья населения в целом и отдельных групп, во взаимосвязи с состоянием среды обитания и прогнозом для поддержки принятия решений на всех иерархических уровнях управления по созданию адекватной системы жизнеобеспечения.

Система  есть ограниченное  множество взаимодействующих  элементов. Для  педагогических  систем  характерно наличие  компонентов, связей (структуры) между  ними,  наличие  ведущего  звена, неразрывное  единство со  средой,  во  взаимоотношениях  с которой  система  выражает  свою целостность.

Контроль – 1) наблюдение  в  целях  надзора,  проверки  и  выявления  отклонений от заданной   цели и  их  причин;

                  2) функция  управления,  устанавливающая степень  соответствия принятых  решений фактическому  состоянию  дел.

Управление — это  деятельность, направленная  на  упорядочение,  сохранение и  совершенствование  объекта. Управление   осуществляется  на  основе   информации: ее получении,  переработки,  хранения  и  выдачи. Управление  способствует  переводу системы  из  одного  состояния в  другое, более  совершенное.

         Педагогическое  управление  педагогическими  системами, процессами, ситуациями  имеет  функции: целеполагание,  работа  с информацией,  принятие  решений,  планирование, контроль,  регулирование,   координация, организация -  как построение  структуры  власти и  объекта  управления.

Эффективность педагогическая – степень  реализации  учебных целей  по  сравнению с  заданными  или  возможными  (например,  переход  ученика  от   необученности  к  обученности),  при  условии нейтрализации  остальных  факторов,  воздействующих  помимо  учителя   на достижение  поставленной  цели.  Степень   достижения   заданной  цели  педагогической  деятельности  с  учетом  оптимальности.

Цель программы:

Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий. Создание условий для развития способностей и самореализации личности на основе сохранения потенциала физического и психического здоровья участников образовательного процесса.

Задачи программы:

Реализация основных положений Декларации Прав Ребенка, направленных на защиту здоровья и полноценного образования;

Тщательный комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с привлечением специалистов в области педагогики, школьной гигиены, психофизиологии, возрастной физиологии;

Разработка мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических работников;

Внедрение мониторинга состояния здоровья детей и подростков;

Создание экономических и материальных условий для оздоровления и поддержания здоровья детей-инвалидов и подростков;

Оценка эффективности и использования имеющихся ресурсов;

Обеспечение здровьеберегающего компонента школьного образования, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

Интеграция программ образовательных областей, способствующих формированию культуры здоровья (биология, ОБЖ, экология, психология, физическая культура, валеология и др.);

Повышение эффективности гигиенического образования и воспитания школьников по формированию здорового образа жизни;

Формирование команды специалистов, обеспечивающих реализацию программы «Образование и здоровье».

Сроки реализации: сентябрь 2009 года – июнь 2013 года.

 

Этапы реализации программы.

 

1. Подготовительно-аналитический  (2009-2010гг.). Анализ материально-технических условий для реализации Программы, разработка плана развития материально-технической базы МОУ СОШ. Комплексное обследование здоровья школьников, распределение обучающихся по группам здоровья. Разработка социального паспорта образовательного учреждения. Создание условий для эффективного внедрения программы «Образование и здоровье» на территории МОУ СОШ.

 

2. Внедренческий (2010-2012г). Реализация и мониторинг основной деятельности программы «Образование и здоровье». Внедрение  в педагогическую практику инновационных образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического и физического здоровья участников образовательного процесса. Совершенствование комплексного сопровождения и поддержки обучающихся в процессе их развития.

 

3. Аналитико — коррекционный (2012-2013г). Анализ и оценка достигнутых результатов реализации Программы. Корректировка проблем, выявленных в процессе проблемного анализа. Постановка задач на дальнейший период.

Основные направления деятельности по реализации программы:

Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Диагностика, коррекция и развитие участников образовательного процесса.

Организация рационального питания.

Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (беседы врачей-специалистов).

Соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены).

Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб, контроль над проведением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Основные подходы в реализации Программы:

СИСТЕМНЫЙ – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов);

КОМПЛЕКСНЫЙ – использование целого комплекса различных методик  и приемов при организации здоровьесберегающей среды;

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – учет индивидуально-типологических и психолого-физиологических особенностей учеников при обучении и воспитании;

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ – опора на уже сформированные личностные структуры учеников (их мотивацию, ценности, самосознание);

ПОЗИТИВНЫЙ – опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья, его право на выбор.

Критерии деятельности учителя:

Системность работы учителя по здоровье сбережению (организационные условия учебного процесса; методические условия; воспитание у учащихся нравственности и духовности; формирование мотивации здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни среди населения);

Использование современных образовательных технологий педагогики здоровья, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения и в воспитательной работе;

Система диагностики уровня здоровья обучающихся (используемые тесты, анкеты и др., анализ результатов сохранения здоровья детей за последние три года);

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка. Участие в конкурсах.

Создание эмоционально- комфортной образовательной среды (уважение личности  ребенка)

Ожидаемые результаты:

Динамический анализ функционального состояния субъектов воспитательно — образовательного процесса;

Снижение заболеваемости и уровня функциональных нарушений у обучающихся и педагогов;

Создание модели развивающего, здоровьесберегающего, безопасного образовательного пространства;

 Повышение профессиональной культуры и компетентности специалистов образовательных учреждений;

 Овладение навыками сохранения собственного здоровья и формирование компетентности «быть здоровым» у всех субъектов образовательного процесса;

 Увеличение ресурсных возможностей индивида (физических, интеллектуальных, социальных);

 Оптимизация адаптационных процессов на всех этапах обучения;

 Повышение успешности детей и подростков в процессе обучения и овладения различными видами деятельности за счет снижения заболеваемости;

 Снижение групп социального риска с девиантными формами поведения;

Социальная адаптация детей и подготовка их к самостоятельной жизни;

Создание возможностей для формирования основных жизненных ценностей ребёнка, в которых здоровье займёт престижное место;

Улучшение качества обучения и воспитания детей на основе адаптивной психосберегающей среды и здоровьесберегающих технологий образования;

Увеличение охвата детей физкультурно-оздоровительной работой, сужение сферы противоправных действий;

Стабилизация и  улучшение физического, психического, духовного, интеллектуального здоровья детей;