Компетентностный подход в развитии творческих способностей школьников

Л. А. Ботвинкина,

учитель математики МКОУ

«Заринская средняя общеобразовательная

школа» (п.Заря Бийского района)

Компетентностный подход в развитии творческих

способностей школьников на уроках математики

Цель современной школы – развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Её невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности, без формирования различных компетентностей у обучающегося, в результате чего он способен к самостоятельному добыванию знаний, к интеграции в социум.

Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости.

Компетентностный подход в преподавании математики реализуется не только в рамках урока, но и через факультатив, дополнительное образование, а значит, позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений стандарта общего образования и, во-вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его жизненных планов.

Интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, которое получает ученик в самой деятельности, и есть залог формирования у учащихся увлечённости наукой, техникой, искусством, трудом, без чего невозможно всестороннее развитие личности.

Важно не только то, что изучают учащиеся, но и то, как они это делают, какими методами самостоятельного приобретения знаний и применения их на практике они овладевают, какие компетентности сформированы для дальнейшей самореализации школьников.

При знакомстве с новыми объектами ранее приобретённые знания, умения и навыки обязательно найдут себе применение в процессе выявления взаимосвязи этих объектов с другими математическими понятиями.

Опыт показывает, что учащиеся на итоговой аттестации, при сдаче ЕГЭ и при поступлении в учебные заведения испытывают трудности в решении математических задач, не могут анализировать новые ситуации, находить новые методы подхода к свежим проблемам, творчески решать задачи, не могут применить идеи и результаты математики к разнообразным вопросам естествознания. Естественно возникает вопрос: что же следует делать, чтобы подавляющее большинство школьников успешно усваивали курс математики и овладевали основами математического, творческого мышления, так необходимого в современной жизни? Данная проблема послужила основой для актуализации компетентностного подхода в рамках предмета с целью развития творческих способностей обучающихся в формате личностно ориентированного урока математики. Выполнение тех или иных упражнений на концентрацию внимания способствует формированию компентностей размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы, развитию логического и абстрактного мышления, отработке технологии выполнения стандартных задач, повышению уровня общей математической культуры, умению анализировать и синтезировать, сравнивать и сопоставлять, проводить аналогии, делать обобщения от частного к общему и вычленять из общего частное. Использование математического материала повышенной трудности способствует развитию компетентности творчески подходить к решению задач, стимулирует интерес к изучению предмета, повышает интеллектуальные возможности детей, активизирует их познавательную деятельность, даёт возможность быть успешным.

Думаю, что наибольшего эффекта в решении проблемы формирования и развития различных компетентностей можно достигнуть только при умелой организации творческой деятельности на уроке, т.е. не давать готовый алгоритм решения ребёнку, а грамотно, профессионально направлять его мысль, приобщать к творческой активности. Оптимальной в данном контексте является технология личностно ориентированного урока математики, позволяющая осмыслять математические задачи, творчески подходить к их решению. Каковы же основные критерии оценки качества образования в рамках компетентностного подхода? По видам компетентностей их можно разделить на виды: ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетентность личностного совершенствования, учебно-познавательная. Основными индикаторами для учащихся на уроках математики являются:

сформированность положительной мотивации;

осознание своей роли и предназначения;

умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; осведомленность ученика в вопросах познания;

владение эффективными способами организации своего досуга;

уровень воспитанности учащихся;

овладение познанием и опытом деятельности;

умение самостоятельно добывать, анализировать, отбирать информацию, сохранять и передавать её;

умение создавать мультимедийную продукцию;

эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;

владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;

сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;

умение представить себя.

сформированность навыков самоуправления;

сформированность гражданских качеств;

готовность к поликультурному общению;

осведомленность в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права;

знания и умения применять навыки здорового образа жизни;

сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

степень комфортности школьника в образовательной среде;

знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

овладение креативными навыками продуктивной деятельности.

Инструментарий, сопровождающий мониторинг данной деятельности, — это (в рамках совместной работы психолога, учителя и администрации) исследование психолога, анкетирование, контрольные тесты, опросник, позволяющий грамотно и в системе отслеживать работу по формированию различных компетентностей у обучающихся [5, с.136]. Подобный подход можно использовать не только математикам, но любым учителям-предметникам.

Таким образом, компетентностный подход в развитии творческих способностей школьников на уроках математики позволяет активизировать мыслительную деятельность школьников, осуществлять рефлексию, развивать математические способности, заставляют творчески подходить к работе над ними.

Это способствует повышению мотивации учения, делает работу на уроке более интересной и результативной: повышается эффективность использования коэффициента полезного действия в обучении математике, улучшается не только восприятие материала, но и развивается творческая деятельность школьников.

Результат труда — пример сотрудничества учителя и учеников, которые выражаются:

в устойчивой мотивации к изучению предмета;

в стабильности результатов по предмету, отсутствии неуспевающих;

качество знаний за последние три года составило в среднем по математике 51,2%

Практически все учащиеся подтверждают свои прочные знания при поступлении в высшие учебные заведения. Поэтому весь мой опыт направлен на стимулирование творческой активности школьников, их креативных способностей, повышение мотивации учения, воспитание свободной, нравственной личности в рамках личностно ориентированного урока и как следствие сформированные компетенции самообучаться, самоорганизовываться, самореализовываться, быть успешным.

Литература:

Владимирова, Л.П.  Интернет-технологии в современной школе. // Материалы научно-практической конференции «Интернет-технологии в современном образовательном пространстве»// www.ioso.iip.net

Горбунова, В.А., Ширшова, Л.А.  Компьютерные технологии — новый ресурс привлечения учащихся в школьные библиотеки. Материалы научно-практической конференции «Интернет-технологии в современном школьном образовании»// www.ioso.iip.net

Долженко, Ю.А. Методическая работа в условиях непрерывного образования педкадров [Текст] / Ю.А. Долженко. – Барнаул: АКИПКРО, 1999. – с. 25-34

Жуков, А.Д., Канаев, Н.М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО // Образование и наука на пороге III тысячелетия. Жуков, А.Д., Канаев, Н.М. – Новосибирск: 1995. С. 8.

Звягина, Л.А.  Взгляд из окна школьного кабинета N 17 на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы телекоммуникационных проектов. Материалы научно-практической конференции «Интернет-технологии в современном школьном образовании»// www.ioso.iip.net

Нестеров, В.Л., Радченко, В.И. Методологические основы управления учебно-воспитательным процессом [Текст] / В.Л. Нестеров, В.И. Радченко. – М: ВИНИТИ РАН, 2004. – с. 43-49

Прикот, О.Г., Виноградов, В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации. [Текст] / О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. – Ростов-на-Дону: «Учитель»., 2006. – с. 15-21.

Рудакова, Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы научно-практической конференции «Интернет-технологии в современном школьном образовании»//