Компетентностный подход в обучении младших школьников

Компетентностный подход в обучении младших школьников.

К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления

сущности таких категорий, как «компетенция» и «компетентность»

Компетентностный подход предполагает создание особого пространства учебной

деятельности, в котором ученик активно включается в процесс формирования

образовательных компетентностей.

Компетентность – это обобщѐнная способность к решению жизненных и

профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям,

умениям, опыту используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной

готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др.

Таким образом, компетенция – это набор определѐнных знаний, умений, навыков,

личностных качеств в определѐнной сфере деятельности.

Можно выделить следующие группы ключевых компетенций,

предполагающих умение

Ценностно-смысловые компетенции:

- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих

требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

- уметь выбирать собственную траекторию образования;

- ставить цель и организовывать еѐ достижение, уметь пояснить свою цель;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,

обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- выступать устно о результатах своего исследования.

Социокультурные компетенции:

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; владеть

эффективными способами организации свободного времени;

- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя,

слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника и т.д.

Коммуникативные компетенции:

- уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление;

- уметь представлять свой класс, школу,

- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо;

Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,

учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач

информацию;

- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера,

телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу,

в поле, на водоемах и др.);

- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем,

градом, при сильном ветре, во время грозы, пожара, при встрече с опасными животными,

насекомыми;

- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном

здоровье, личной безопасности.

Чтобы обеспечить оптимальную индивидуальную траекторию развития личности

ученика необходимо:

выявить психофизиологические и социологические особенности каждого

ребѐнка при его поступлении в школу;

разработать и использовать дидактический материал, позволяющий выявлять

познавательную избирательность к проработке учебной программы, еѐ устойчивость на

разных этапах обучения.

определить и апробировать требования к подготовке и проведению урока,

обеспечивающего выбор учеником способов работы с учебными заданиями,

различающимися типом, видом и формой, а также выбор организации учебного

сотрудничества на уроке (работа индивидуально, в группе, паре, фронтально);

разработать технологию изучения личности ученика, используя в качестве

основного метода – педагогическое наблюдение на уроке, которое осуществляет учитель,

как непосредственный организатор образовательного процесса.

Дидактический материал, используемый учителем для проведения

индивидуальной работы в классных условиях должен различаться:

- уровнем сложности программного материала;

- характером используемых логических операций;

- требованием к активизации сенсорных каналов;

- креативностью предлагаемых заданий;

- сочетанием различных психических процессов, требующихся для успешного

выполнения учебного задания

позиций компетентностного подхода диагностика младшего школьника

включает в себя следующие компоненты:

1. Предмет диагностики – ключевые компетентности младшего школьника в

сферах: предметных и надпредметных знаний, предметных и общепредметных умений,

творчества (креативности), эмоций и ценностей.

2. Методы диагностики: проверочные работы, педагогическое тестирование,

психологическое тестирование.

3. Виды диагностического контроля: текущий, тематический, итоговый.

4. Виды оценки: баллы по степени развития компетентности

Реализации кoмпетентностного подхода способствовало соблюдение принципа

интеграции и включение в содержание обучения межпредметных связей. Они

осуществлялись как в процессе введения дополнительного материала при изучении новых

тем, закреплении и обобщении (уроки математики, чтения), так и как постоянный элемент

на уроках русского языка, труда, изобразительного искусства и природоведения. Дети

решают «орфографические» и логические задачи, усваивают правописание

математических терминов, определяют виды предложений по цели высказывания и как

это отражается на смысловом содержании литературного произведения, зная годы жизни

писателя, высчитывают его возраст

Характеристика учащихся с разными уровнями развития компетентности

Уровень Характеристика ученика

Высокий

Выполняет задания (дает ответ) полностью,

правильно и обоснованно. Полно и глубоко

использует известные знания. Самостоятельно

выполняет операции сравнения и анализа. Делает

выводы и обобщения. Уверенно использует

усвоенные способы деятельности в новых

ситуациях — типичных, вариативных или

нестандартных. Хорошо и равномерно развиты

ключевые компетентности во всех сферах

социального опыта.

Выше

среднего

Правильно выполняет задания (дает ответ),

обосновывает свои действия. Понимает

теоретический материал (полноту, глубину,

системность). Владеет навыками и умениями

самостоятельно-познавательной деятельности,

допуская при этом несущественные неточности.

Ключевые компетентности развиты неоднородно.

Средний

Удовлетворительно, посредственно выполняет

задания и дает ответы. Способен воспроизводить

определенную сумму фактических знаний, не

осознавая в целом их глубины, системности,

обобщенности. Применяет усвоенные способы

деятельности в стандартных условиях, по образцу.

Социальный опыт имеет разрозненный,

фрагментарный характер.

Ниже

среднего

Ответы и выполненные задания неточны. Не

способен исправить указанные ошибки. Не развита

способность к переносу усвоенных образцов

действий в новые ситуации. Ключевые

компетентности в отдельных областях

социального опыта сформированы слабо.

Низкий

Ответы и выполненные задания неправильны, не

отвечают содержанию изученного материала. Не

усвоены некоторые сферы социального опыта.