Компетентностный подход в обучении химии через проектную деятельность

Компетентностный подход в обучении химии через проектную деятельность

Кузьминой Светланы Николаевны,

учителя химии высшей квалификационной

категории МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 4 г. Вольска Саратовской области»,

Почётного работника общего образования РФ,

победителя ПНПО

Идеи компетентностного подхода в обучении

«Быть всегда творческим — значит быть всесильным. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент решать проблемы и разрабатывать новые концепции», — эти слова Марка Фишера отражают одно из перспективных направлений модернизации образования – разработку идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе помимо знаний и умений обучающихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется ключевыми компетенциями.

Для решения поставленных задач уже много лет с успехом применяется метод проектов. Этот метод существует уже более ста лет, но всё ещё сохраняет свою эффективность и актуальность.

В своей практике я использую проектную деятельность в обучении и воспитании в течение последних лет. Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей.  

Несмотря на широкий выбор тем проектов, различия в уровне сложности и глубине ученического исследования, все проекты характеризуются единым подходом к их осуществлению. Работу над ними можно разделить на несколько этапов:

На первом этапе — погружения в проект — я знакомлю ребят с сюжетной ситуацией, мы вместе определяем тему и цели проекта, ставим проблемы, которые должны быть посильными, а форма — знакомой.

На начальном этапе изучения химии в 8 классе обычно возникают трудности с усвоением химического языка. Для решения этой проблемы предлагаю проект «Химия в стихах, загадках, рисунках», цель которого — помочь освоению уникальной знаковой системы химического языка и усилить мотивацию к изучению химии.

В 10 классе при изучении темы «Биологически активные вещества» возникает напряженность, обусловленная большим объёмом информации и страхом забыть её на уроке. Обсудив со мной эту проблему, ребята сделали компьютерную презентацию в программе Microsoft Power Point по направлениям: витамины, гормоны, ферменты, лекарства и самостоятельно провели урок, попробовав себя в роли учителя.

На этом этапе формируется компетенция учеников в сфере познавательной деятельности: знания и умения организации, планирования идей, готовность к дальнейшему самообразованию.

На втором этапе – организации деятельности – я занимаюсь совместно с обучающимися организацией групп, пар, отдельных обучающихся, распределением ролей, планированием дальнейшей деятельности по решению задач проекта.

Если проект групповой, при работе над ним объединяются обучающиеся с разными учебными возможностями, среди которых есть и неподготовленные к самостоятельной исследовательской, творческой деятельности, они обычно выполняют роль статистов.

Готовые к проектной деятельности обучающиеся на этом этапе самостоятельно распределяют роли в группах, планируют работу по виду деятельности и содержанию.

При этом необходимо учесть следующие показатели:

- данные социометрического исследования, проведенного психологом по выявлению лидеров в коллективе;

- личные пожелания обучающихся заниматься определёнными видами деятельности, выраженные в форме ответов на вопросы экспресс — анкеты: что тебя заинтересовало в этом проекте? чем ты хочешь заняться?

- данные мониторинга обученности по предмету: хорошо успевающие ребята могут выступить в качестве консультантов.

В результате формируется коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе.

Так, при работе над проектами «Полимеры» в 11 классе, «Этанол, его физиологическое действие на организм человека» в 10 классе, «Силикатная промышленность» в 9 классе и других обучающиеся самостоятельно распределяли роли и обязанности, делились на группы.

На третьем этапе – осуществления деятельности - при необходимости консультирую обучающихся, ненавязчиво контролирую работу над проектом.

Каждый из обучающихся работает в соответствии со своими интересами, подбирает информацию, готовит презентацию результатов, совместными усилиями ребята проводят экспериментальную, исследовательскую работу.

В результате формируются информационная и коммуникативная компетенции, предусматривающие умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимые сведения, строить отношения с окружающими, приобретать навыки работы в коллективе.

Результаты работы над проектом ребята представляют в различных формах.

На уроке химии в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» ребята, работая в группах по направлениям: керамика, стекло, цемент, по-разному изложили собранный и творчески переработанный материал. Группа по изучению цемента изложила материал в форме экскурсии на предприятие «Вольскцемент», в ходе которой кратко рассказала об акционерном обществе, дала историческую справку о производстве цемента, познакомила с технологией производства цемента. Ребята не забыли сказать об экологических проблемах, продемонстрировали опыты получения бетона, охарактеризовали свойства различных видов бетона.

Группа «Керамика» провела экскурс в историю, рассказала и показала изделия из керамики, майолики, фарфора, фаянса, огнеупорные материалы, гончарные изделия.

Максимум творчества проявила группа «Стекло». Она показала театрализованное представление, в ходе которого рассказала о происхождении стекла, получении различных его видов, сделала сообщение о Саратовском заводе технического стекла. В ходе урока обучающиеся на доске и в тетради заполнили схему по основным отраслям силикатной промышленности.

Ребята обсудили созданную презентацию, консультировались со мной, внесли необходимые изменения.

Практикую работу над одним проектом обучающихся разных классов. Так, в 10-х классах при изучении темы «Спирты» обучающимся я предложила проект «Этанол, его физиологическое действие на организм человека», на основе которого были проведены уроки. Цель их заключалась в формировании знаний об этаноле как представителе предельных одноатомных спиртов, его физиологическом действии на основе самостоятельно выполненной учащимися работы. Каждый класс подготовил свой проект и защитил его на уроке.

Обучающиеся 10а класса представили результат своей деятельности в виде театрализованного представления «Борьба со злом, или меняем жизнь к лучшему». Действующими лицами в нем были ведущие, студенты, доктора, химики, физики, аналитики. Они поведали историю о том, как двое молодых людей – студентов пристрастились к употреблению алкоголя, в результате чего у них случилась белая горячка. На помощь им пришли доктора, а затем различные специалисты, доказавшие, что от алкогольной зависимости можно избавиться, если есть разум и сила воли.

Учащиеся 10б класса защитили свой проект в форме ролевой игры, выступив историками, представителями химкомбината, медиками. Они рассказали об истории возникновения спиртных напитков, их действие на организм человека, получении спиртов. Был продемонстрирован опыт «Действие этанола на белок». В заключение мальчики класса исполнили частушки о вреде употребления спиртных напитков.

Оба урока прошли эмоционально. Ребята работали активно, проявили творческие способности, смекалку, фантазию.

На уроке химии в 11 классе по теме «Полимеры», цель которого – сформировать знания о составе, свойствах, получении и применении полимеров на основе самостоятельно выполненной работы, я дала только направление деятельности обучающимся, а сама выступила в роли консультанта.

Ребята сами выбрали направления, сформировали группы: «Волокна», «Пластмассы», «Каучуки».

В ходе работы они применили прием разделения труда – каждый занимался своим делом – работой с различными источниками информации, составлением опорных конспектов, их защитой, изготовлением эмблем, подготовкой и постановкой эксперимента, оформлением наглядности, составлением вопросов для конкурса «Ты – мне, я – тебе», включающих не только знания свойств полимеров, но и осмысление экологических проблем, связанных с их применением.

В ходе урока ребята в тетрадях составляли опорные конспекты по полимерам.

В результате формировались коммуникативная, общекультурная, социально — трудовая компетенции, компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самооценки.

На четвёртом этапе – презентации деятельности и рефлексии – определяю очередность выступления групп, акцентирую (при необходимости) внимание обучающихся на узловых моментах темы, слушаю и задаю вопросы в роли рядового участника, обобщаю результаты, подвожу итоги обучения, работы групп.

В результате формируется учебно – познавательная компетенция, предусматривающая владение анализом деятельности, рефлексией и способами самооценки.

В рефлексивных тестах, предлагаемых мной в конце уроков, обучающиеся выражают свое мнение об уроке, из чего следует, что такая форма организации работы нравится детям. Об этом же свидетельствуют и результаты дифференцированного творческого домашнего задания по выбору, выполненного в виде сочинений, проектов развития родного города, отчетах об уроке. Вот строки из отзывов обучающихся: «…Такие уроки всегда интересны и увлекательны, запоминаются надолго;…самая главная ценность в том, что мы сами создавали этот урок, проявляя творчество и выдумку; …интересно то, что о силикатной промышленности говорили не в общем, а на примере нашего города, что заставило задуматься о его будущем, какие отрасли можно развивать в городе и наше участие в этом;…благодаря таким урокам, мы можем проявить свои качества: ум, находчивость, изобретательность, творчество, а групповая форма работы помогает в сплочении нашего коллектива, в сближении ученика и учителя; …думаю, что подобные уроки помогут в выборе профессии» и др.Ко мне, как к учителю, применяющему в своей работе проектную деятельность, предъявляются определенные требования. Это, прежде всего, принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны, не давать в готовом виде ни правил работы, ни решения проблем, с другой – научить ребят выдвигать предположения, слушать и слышать мнения своих товарищей, учитывать разные точки зрения при планировании собственных действий.

Моя роль как учителя заключается в создании благоприятных условий для развития субъект – субъектных отношений внутри группы и различных форм коммуникации между группами, и особое внимание уделяется индивидуальному развитию обучающихся.

В результате формируются коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе, учебно – познавательная компетенция в сфере познавательной деятельности, социально – трудовая компетенция.

В ходе работы над проектами обучающиеся приобретают социальный опыт, практические навыки, которые пригодятся им в жизни.

Ежегодно мои ученики поступают в ВУЗы и ССУЗы, где профилирующим предметом является химия.

Мой опыт использования проектной деятельности в обучении и воспитании неоднократно обобщался на муниципальном и региональном уровнях.

Проектная технология реализует компетентностный подход в обучении, который расширяет, дополняет знаниево–ориентированный подход, так как рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Этот подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает наряду с приобретением знаний, умений и навыков, ещё и формирование ключевых компетенций, востребованных рынком труда.

ЛИТЕРАТУРА:

Божович Е. Д., Питанова М. Е. Принципы и технология формирования групп для совместной учебной работы школьников в классе. – Психологическая наука и образование. – 2005. — №3,4.

Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме . – Педагогика. – 2006. — №10.

Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1999.

Логинова О.Е. От «углублёнки» к профильному обучению. – Химия в школе №2 2006.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. : АРКТИ, 2007.

Скоробогатова Г. Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно – блочная технологии в работе учителя. – М.: МИОО, 2004.

Скороходова Н. Ю. Психология ведения урока. – СПб.: Речь. 2007.