Компетентностный подход в дополнительном образовании детей

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Компетентностный подход. Компетентность. Компетенция. Особенности содержания дополнительного образования с позиции компетентностного подхода.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Каким будет мир в середине 21 века – трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность. Необходимо выработать умение делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Другое изменение в обществе, которое также влияет на характер социальных требований к системе образования, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов – создание условий для неограниченного доступа к информации, что ведет к полной утрате школой позиции монополиста в сфере общеобразовательных знаний. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те люди, организации, страны которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.

Глобальные проблемы современности — Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении; разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность; предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия; обеспечение человечества ресурсами; глобальное потепление; озоновые дыры; проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа, демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых); терроризм. Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры.

Развитие мировой экономики.

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

В истории образования выделено три подхода к разработке стандартов:

Личностно-ориентированный – направлен на передачу ЗУН каждому ученику.

Компетентностный – осуществляется развитие компетенций: коммуникативных, информационных и т.д.

Системно-деятельностный – развитие компетенций каждого ученика на основе учебной деятельности.

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Необходимо научить детей самих отбирать главное в потоке информации, а не стремиться дать им объем готовых знаний как это было раньше.

Компетентность – уже состоявшееся личностное качество, совокупность качеств, позволяющее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.

Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следующие характерные признаки:

Многофункциональность - позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

Надпредметность и междисциплинарность – применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и семье, профессии, политике и т.д.

Многомерность — сочетают различные умственные и психические процессы и интеллектуальные умения (абстрактное мышление, саморефлексия, самооценка, критическое мышление и т.д.)

В структуре ключевых компетентностей можно выделить:

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации);

Компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готовность к выполнению социальных ролей: гражданин, потребитель, семьянин, избиратель и т.д.);

Компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);

Компетентность информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем, задач);

Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);

Компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, позитивного отношения к семье, домашнему быту).

Ключевые компетенции необходимы в любом виде деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющимся мире. Они проявляются в способности решать разнообразные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Формы проявления компетентностей многообразны, т.к. связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой.

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей это его ориентация на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения задач личностного развития учащихся через освоение дополнительной образовательной программы.

Логичным представляется подход к проектированию и разработке дополнительных образовательных программ на основе отбора задач, направленных на развитие ключевых компетентностей учащихся. Тогда при создании программы необходимо иначе, чем в настоящее время расставлять приоритеты. На первое место выносятся характеристики компетентностей как целей программы, затем предлагаются способы их формирования и развития, далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развитию компетентностей.

Сущностные характеристики компетентностного подхода к образованию:

Усиление личностной направленности образования, обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора.

Развивающая направленность и построение возростосообразного образования. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.

Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах:

1. Осознание самоценности каждой личности, ее уникальности;

2. Неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;

3. Приоритет внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые реализуются путем:

Освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы;

Освоение новых способов решения проблем в различных видах деятельности.

Компетентностный подход в образовательном процессе учреждения дополнительного образования:

Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широком спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области.

Переформулировка целей образования: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации образования.

Изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается метод проектов.

Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся.

Направления обновления дополнительного образования с позиции компетентностного подхода:

Изменение технологий, методов, форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.

Изменение позиции педагога, который в большей степени становится «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.

Создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.

Заключение

Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимися положительного для себя результата.

Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений – это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе.

Задача педагога так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.

Литература:

Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. М., Логос, 2009.

Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования.//Народное образование, №2, 2003.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.- М.2003 №5.

http://www.twirpx.com/file/598564/

http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.ht

http://rudocs.exdat.com/docs/index-210575.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-210575.html

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ГЛОССАРИЙ

ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимися , определенных государством образовательных стандартов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – образование, обеспечивающее необходимые условия для формирования мотивации учащихся к познанию, развитию творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности педагога и ребенка, средство целевого формирования способности осваивать социокультурные ценности, развития у учащихся навыков самостоятельно решать проблемы, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных знаний.

ЦЕЛЬ – осознанный прогнозируемый результат деятельности или конкретного дела.

РЕЗУЛЬТАТ – объективная оценка достигнутой цели.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – итог работы ребенка в образовательном процессе, организованном педагогом; итог освоения ребенком предлагаемого ему содержания образования.

КОМПЕТЕНЦИЯ — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом

КОМПЕТЕНЦИЯ — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

КОМПЕТЕНЦИЯ - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в ходе обучения.

Умения - это действия в специфической ситуации, это компетенция в действии, а отсюда: Компетенция — это то, что порождает умение действовать.

КОМПЕТЕНТНЫЙ — осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА – приобретаемое в результате обучения новое качество, связанное с его способностью на основе, знаний, умений, опыта, ценностных ориентаций решать жизненно-важные задачи и проблемы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – совокупность смысловых ориентаций, знаний. умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ — результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия:

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации);

Компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готовность к выполнению социальных ролей: гражданин, потребитель, семьянин, избиратель и т.д.);

Компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);

Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)

Компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, позитивного отношения к семье, домашнему быту).

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ — степень присвоения универсального способа деятельности; выделение уровня сформированности ключевых компетентностей связано с усложнением деятельности, т.е.: — с повышением уровня ее интеграции, — с повышением уровня субъектности.

Аспекты ключевых компетентностей — универсальные по отношению к объекту воздействия способы деятельности, входящие в состав компетентностей

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД предполагает понимание дополнительного образования детей как системы, включающий федеральный, региональный и муниципальный уровни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД определяет рассмотрение сферы дополнительного образования детей как пространства для совместной деятельности детей и взрослых.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД – развитие и оценка различных компетентностей через решение субъектом соответствующих задач

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ, предполагают проектирование процесса дополнительного образования детей в соответствии с логикой культуры, включающей в себя элементы ее проектирования, действия и рефлексии.