Компетентностно-ориетированный поход в обучении химии

ГБОУ СОШ № 507

Московского района

Санкт-Петербург 2013 г

Учитель химии КНЯЗЕВА Е. А.

Применение компетентностно- ориентированного подхода на уроках химии. (на примере урока: «Способы смещения химического равновесия»).

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

                                         Конфуций

В рамках современной концепции образования, активные формы обучения занимают главенствующую роль. Они позволяют сформировать у учащихся способности самостоятельно ставить и решать различные учебные задачи и тем самым формировать метапредметные умения и навыки по получению, изучению и дальнейшему применению знаний. Компететностно- ориентированный подход позволяет успешно реализовывать это направление.

Данный урок служит для формирования предметных и метапредметных знаний, умений и навыков у учащихся 9 класса в процессе самостоятельного получения, презентации и закрепления материала по химии.

Целью урока является усвоение учащимися материала курса химии на уровне компетенции посредством самостоятельного изучения и презентации теоретического материала, выполнения учащимися ряда заданий и контроля усвоения знаний в группах переменного состав.

Основными приемами, методами и технологиями являются элементы проектных технологий, технологий развития критического мышления, проблемного подхода в обучении, работа в группах переменного состава.

В качестве оснащения урока используется мультимедийная презентация, источники информации (учебники различных авторов, распечатанные материалы из Интернета), раздаточный материал (картинки, опорные конспекты, памятки для учащихся «Как писать конспект»), разноцветные карточки.

Работа учащихся походит в несколько стадий, каждая из которых включает в себя активную работу учащихся. На первом этапе учащиеся, которые в начале урока в произвольном порядке сформированы в группы, решают задачу на расчет скорости прямо и обратной реакции синтеза аммиака. Таким образом, через решение задачи перед учащимися ставится проблему, которую им необходимо решить в ходе урока.

Второй этап урока включает в себя активную работу в группах с материалами предоставленными учителем (учебники и учебные пособия, материалы из Интернет). Каждая группа решает свою, поставленную перед ней проблему: отвечает на свой конкретный вопрос («Как влияет на смещение химического равновесия изменение температуры/давления/концентрации?). В итоге каждая группа представляет свой ответ в виде плаката (коллажа), который является продуктом работы группы и проводит презентацию.

На третьем этапе учитель предлагает учащимся сформировать новые группы и продолжить работу в группах нового состава. В каждую группу попадает «эксперт», обладающий информацией по своему вопросу. Учащиеся еще раз делятся знаниями, полученными на втором этапе работы, и формулируют общий вывод урока, решая проблему, поставленную в начале урока (формулируют Принцип Ле Шателье).

В качестве рефлексии учащимся предлагается решить задачу на смещение химического равновесия на примере синтеза аммиака, а также оценить свою работу на уроке, демонстраций карточек (зеленая- очень доволен, желтая не очень доволен, красная –совсем не доволен своей работой).

Домашнее задание к данном уроку носит творческий характер. Учащимся предлагается составить задачу или тест на основе изученного материала и решить его. Это позволяет не только повторить дома материал урока. Но применить полученные знания.

В течение урока учащиеся заполняют опорный конспект, который раздет учитель в начале урока. Это позволяет систематизировать получаемую информацию, формирует метапредметные умения по составлению конспекта и дает возможность учителю формировать группы переменного состава в ходе урока (на каждый конспект наклеиваются цветные фигурки разной формы).

Как показала практика и отзывы учащихся такая активная форма работы на уроке по изучению нового материала не только способствует более прочному закрепления новых знаний, но и формированию метапредметных знаний, умений и навыков, таких как умения анализировать и систематизировать полученные знания, делать выводы, применять полученные знания для решения конкретных задач, формулировать и решать проблемы, составлять краткие конспекты, оценивать уровень полученных знаний.