Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка

Компетентностно-ориентированные задания

на уроках русского языка в 5 классе

Бокова Н.В.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Петропавловская районная гимназия»

Джидинского района Республики Бурятия

Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку. КОЗ можно применять на любых уроках, в нашем случае это уроки русского языка.

Предлагаемая инновационная разработка – одна из новых форм работы на уроке – компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Цель данной разработки – показать эффективность применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 5 классе. Эта работа актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.

Мы остановились на компетентностно-ориентированных заданиях как на одном из технологических инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках русского языка. Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки. Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций. Он изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование ключевых компетенций учащихся, а именно информационной, коммуникативной, кооперативной, компетенции по решению проблем.

Структура КОЗ выглядит следующим образом.

1. Введение в проблему, стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой).

2. Формулировка задания:

– текст задания должен начинаться с глагола;

– в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня).

3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания, дается модельный ответ).

Стимул компетентностно-ориентированного задания мотивирует учащегося на добросовестную работу. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося. Модельный ответ позволяет организовать рефлексивную деятельность учащихся. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, учащиеся подробно выясняют основания своих знаний и действий, понимают причины неудач и намечают пути их устранения. Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают старшеклассникам быть успешными в учебном процессе.

От обычного задания КОЗ отличается тем, что ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Формирование ключевых компетентностей посредством компетентностно-ориентированных заданий позволяет реализовать компетентностный подход на уроках русского языка. Часто одно и то же задание способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетенций.

Задания, способствующие формированию ключевых компетенций, далее будем называть компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ). Таких заданий в учебниках и дидактических пособиях немного. Поэтому для реализации компетентностного подхода через КОЗ единственным выходом для школьных учителей является составление заданий самим. При составлении данных компетентностно-ориентированных заданий использованы программы под редакцией М.М.Разумовской и В.В.Репкина ( УМК М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А.Богданова, Т.С.Тронина, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева «Русский язык» — Москва, «Дрофа», 2009г; УМК В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, И.Г.Маркидонова, Т.В.Некрасова «Русский язык» — Москва, «Вита-пресс», 2006 г.)

КОЗ №1

Формирование коммуникативной компетенции

Тема: Зачем нужно изучать русский язык

Введение в проблему

На перемене между пятиклассниками состоялся диалог.

- В этом году у нас много новых предметов: история, немецкий язык, природоведение.

- Да, здорово. Вот только непонятно, зачем нам русский? Ведь читать и писать мы уже умеем.

Формулировка задания

Помоги ребятам ответить на вопрос. Нужно ли изучать русский язык? Зачем людям вообще нужен язык?

Источник информации

Энциклопедия школьника

Форма предъявления

(модельный ответ)

Письменная коммуникация. Результат записать в тетрадь.

Нужно специально учиться, чтобы общаться с помощью языка. Язык нужен людям для того, чтобы они могли обмениваться мыслями, чувствами, общаться друг с другом.

КОЗ №2

Формирование информационной компетенции

Тема: Монолог и диалог

Введение в проблему

Умеете ли вы пользоваться словарем?

Формулировка задания

Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре, следуя инструкции, объясните их значение. Запишите значения слов в тетрадь.

Источник информации

Толковый словарь

Алгоритм работы со словарем:

1. Определи, с какой буквы начинается слово.

2. Найди страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обрати внимание на следующие две буквы.

4. Найди нужное слово.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Монолог – Речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям.

Диалог- Разговор между двумя или несколькими лицами.

КОЗ №3

Формирование компетенции разрешения проблем

Тема: Орфограммы в корнях слов

Введение в проблему

Ваша мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата.

Формулировка задания

Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

Худ абед, коли хлеба нет.

Красна рика биригами, абед-пирагами.

Линиваму всигда празник.

Источник информации

Орфографический словарь.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Худ обед, коли хлеба нет.

Красна река берегами, обед — пирогами.

Ленивому всегда праздник.

Каждая найденная ошибка – 1 балл.

Максимальное количество — 10 баллов

КОЗ №4

Формирование информационной компетенции, компетенции разрешения проблем

Тема: Строение слова

Введение в проблему

Толя решил принять участие в интеллектуальной игре. Одно задание вызвало у него трудность. Помоги Толе найти нужные слова.

Формулировка задания

Запиши слова, которые спрятались в других словах.

Источник информации

- Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ

- Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ

- Приставка в слове ЗАХОД, корень — ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА

— Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ

Форма предъявления

(модельный ответ)

Подснежники

Молодцы

Загородка

Дворовый

За каждое слово 1 балл

Максимальное количество- 4 балла

КОЗ №5

Формирование коммуникативной компетенции, компетенции разрешения проблем

Тема: Орфография ( Орфограммы в корнях слов, ь после шипящих, употребление ь и ъ , не с глаголами, написание тся и ться)

Введение в проблему

Пятиклассник Толя Иванов быстро списал предложения, потому что торопился на футбол. В тетрадь заглянула мама и ахнула. Почему?

Формулировка задания

Исправь допущенные Ивановым ошибки. Дай совет Толе Иванову.

На небе ярко свитило сонце.2) Голупка вспорхнула и улитела.3) Серая мыш убежала в норку.4)Мама шйет мне платье.5) Я немог писать.6) Группа отправляеться в поход.

Источник информации

Опорные таблицы по теме: орфограммы в корнях слов, ь после шипящих, употребление ь и ъ , не с глаголами, написание тся и ться

Форма предъявления

(модельный ответ)

На небе ярко светило солнце.2) Голубка вспорхнула и улетела. 3) Серая мышь убежала в норку.4)Мама шьет мне платье.5) Я не мог писать.6) Группа отправляется в поход.

КОЗ №6Формирование компетенции разрешения проблем

Тема: Орфография

Введение в проблему

Лена учится в 1 классе. Она умеет писать только те слова, в которых нет слабых позиций. Коля учится в 5 классе. Он уже умеет проверять слабую позицию в корне слова.

Формулировка задания

Какие из слов сможет правильно написать Лена, а какие –Коля. Изобрази свой ответ в форме таблицы.

Светило, увянуть, спешат, осень, целый, грачами, носит, вечер, летели, волны, загоготали, единый,

Источник информации

Алгоритм проверки слабой позиции

Форма предъявления

(модельный ответ)

Светило целый

Спешат волны

Осень увянуть,

Грачами единый

Вечер носит

Летели

Загоготали

КОЗ №7

Формирование информационной компетенции, компетенции разрешения проблем

Тема: Орфография

Введение в проблему

Иностранец Билл, который хорошо говорил по-русски, приехал в Москву. Он весь день ходил по городу и знакомился с достопримечательностями. Вернувшись в гостиницу, он стал записывать свои впечатления. Но компьютер подчеркнул некоторые слова. В этих словах были допущены ошибки.

Формулировка задания

Составь для Билла орфографический словарь для исправления ошибок.

Масква – хароший город. Масква – сталица России. Здесь много фантанов, тиатров, памитников. Большие могозины влекут покупателей. Масквичи очень гастиприимные и преветливые люди. Гастиница, в которой я праживаю, стаит на бирегу рики. Обязательно приеду сюда ищо.

Источник информации

Алгоритм построения и оформления словарной статьи:

1.Строгий алфавитный порядок слов

2. Верная орфографическая запись слова в начальной форме.

Школьный орфографический словарь

Форма предъявления

(модельный ответ)

Берег

Гостеприимный

Гостиница

Еще

Магазин

Москва

Москвич

Памятник

Приветливый

Проживать

Река

Столица

Стоять

Театр

Хороший

Фонтан

КОЗ №8

Формирование коммуникативной компетенции

Тема: Типы речи

Введение в проблему

Пятиклассник Саша Иванов летом впервые побывал в туристической экспедиции.

Формулировка задания

Расскажи о событиях, которые произошли с Сашей летом в туристической экспедиции. Какой тип речи ты будешь использовать?

Источник информации

Структура повествования:

Начало действия

Развитие действия

Завершение действия

Форма предъявления

(модельный ответ)

Письменная коммуникация

КОЗ №9

Формирование компетенции разрешения проблем, коммуникативной компетенции.

Тема: Речевая ситуация

Введение в проблему

Саша Носов пришел на футбольный матч. Рядом с ним сидел сосед-итальянец, который «болел» за ту же команду, что и он. После окончания матча Саша хотел поделиться впечатлением с ним, но общения не произошло.

Формулировка задания

Какое условие необходимо, чтобы речевое общение Саши состоялось?

Источник информации

Опорная схема

Условия речевого общения:

- говорящий и слушающий (КТО)

- цель общения(Зачем)

- один язык (С помощью чего)

- обстоятельства общения ( Где, Когда )

-

Форма предъявления

(модельный ответ)

Устная коммуникация

- один язык (Саша использует для общения русский язык, а сосед — итальянский)

КОЗ №10

Формирование коммуникативной компетенции

Тема: Что такое текст?

Введение в проблему

Получать письма — это здорово. А умеешь ли ты писать письма?

Формулировка задания

Напиши письмо своей бабушке, используя алгоритм составления письма.

Источник информации

Структура письма:

Приветствие адресата.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст