50 билет

50 билет

Российское самодержавие и Русская православная церковь: «царство» или «священство»?

РПЦ в XV в.

провал попыток ввести на Руси унию (митрополит Киевский и всея Руси грек Исидор)

1448 г. — Русская церковь становится автокефальной

1461 г. — Феодосий принял титул «митрополита Московского и всея Руси»

1468 г. – разделение Киевской митрополии на две части по линии границы между Московским и Польско-Литовским государствами

протест против захвата митрополичьих имений боярами и великим князем Василием II со стороны митрополита Фотия

Иван III поднял вопрос об имуществах и правах духовенства, но не решился посягнуть на церковные имущества ввиду протеста против этого со стороны митрополита Симона

Церковь и власть в XVI ст

в начале XVI в. в споре с нестяжателями при поддержке великого князя победила концепция иосифлян

в конце 40-х годов XVI в. Многие «местночтимые» святые были признаны общерусскими (единый пантеон святых)

Иван IV был помазан на царство по образу византийских цезарей

вопрос о соотношении полномочий цезаря и митрополита Иван IV разрешил с помощью убийства Ф. Колычева

централизация Церковного управления При Иване IV (Стоглавый Собор 1551 г.)

1589 г. — ведение патриаршества на Руси (Иов) сузило конфессиональную свободу церкви

«Москва – Третий Рим» – государственная идеология (Б. Годунов)

РПЦ в XVII в. и церковный раскол

в период семибоярщины в 1610-1612 гг. произошло выдвижение на первый план в общественном сознании патриарха Гермогена: вторичный по отношению к царю сан патриарха был качественно возвышен Гермогеном до уровня, близкого к императорскому, чем и воспользовался позднее Филарет;

критической точкой стало противостояние Алексея Михайловича и патриарха Никона в середине XVII в., когда был прямо поставлен вопрос: священство или власть?;

победа светской власти над церковной была обставлена на Соборе рядом уступок по отношению к церкви: восстановлением церковного суда и упразднением Монастырского приказа

Власть и церковь в XVIII ст.

1721 г. — ликвидация Патриаршества и создание Духовной коллегии, позже — Святейшего Правительствующего Синода;

после Петра I — резкое разделение духовенства на европеизированное высшее и низшее. Одновременно духовенство по своему статусу снизилось до положения среднего слоя и замкнулось в рамках одного сословия);

15 июля 1726 г. — реформа Синода, согласно которой он был разделен на два апартамента и лишен титула «Правительствующий»: государство оставило за Синодом только духовные дела, а земельные дела были переданы Коллегии Экономии Синодального правления;

при Анне Иоановне ряд архиереев в результате конфликта с «верховниками» приостановили принятие присяги царице: 6 из них были посажены в крепость, а 3 — смещены. С рядовыми священниками вовсе не церемонились (отдача в солдаты и наказание кнутом), в результате десятки церквей стояли без священников;

в 1763-1764 гг. Екатерина II завершила секуляризацию церковных земель: архиереи и монастыри посажены на жалованье; половина монастырей была упразднена (на их месте были образованы госпитали, сумасшедшие дома и т.п.), а 1/5 оставлена без жалования;

при Екатерине II обязанностью священников стало оспопрививание и пропаганда посадок картофеля ;

Павел I в указе о престолонаследии 5 апреля 1797 г. объявил себя главой православной церкви

«Ведомство вероисповедных дел» при Николае I

подчеркнутая государственная поддержка православной церкви при усилении ее бюрократизации;

за выход из православия, а главам семей — за принуждение жен отречься от него и за обращение детей в другую веру — наказание по суду;

имение владельца крепостных, уличенного в отступлении от православия , отдавали в опеку;

в 1830 г. Сперанский специально включил примечание к ст. 42 Основных законов 1832 г., оставленной без изменений в ст.64 в издании 1906 г. о том, что главой православной церкви является император (но он был лишь «блюстителем благочестия» и не имел права менять церковные догмы);

наступление на униатов: воссоединение около 1,5 млн. белорусских и литовских униатов с РПЦ (1839 г.);

при обер-прокуроре С.Д. Нечаеве (1833-1835) Синод лишился права ревизии финансов церкви, а при Н.А. Протасове (1835-1855)– из подчинения Синоду были выведены хозяйственные и учебные дела;

правительство стало назначать приходскому духовенству небольшое денежное жалованье, одновременно запретив заниматься торговлей и ростовщичеством, посещать театры и увеселительные зрелища;

в 1850 г. с духовенства была снята обязанность учить своих детей в духовных учебных заведениях, и предоставлено право учить их «по их способностям и дарованиям»

Церковные реформы 1860-х гг.

создание приходских попечительств под руководством церковного старосты;

возрождение церковных братств в целях просветительства, благотворительности, издательской и миссионерской деятельности;

реформа церковных учебных заведений: право самоуправления и выборов учебного начальства; библиотеки и кружки самообразования; увеличения числа общеобразовательных предметов в семинариях;

право приходского духовенства избирать благочинных и собираться на епархиальные съезды;

запрещение наследственной передачи приходов сыновьям и зятьям;

учреждение новых церковных газет и журналов;

вопрос о социальной роли церкви — служение миру;

движение за основание церковно-приходских школ и их передача в ведение Синода;

отмена преследования религиозного инакомыслия: сняты ограничения на старообрядцев, легализованы старообрядческий и гражданский браки; в Прибалтике отменена подписка с разноверных супругов об обязательном воспитании детей в православии;

белое духовенство получило право участия в земских собраниях;

право церкви приобретать земли;

установление пенсий духовенству

Церковная политика Временного правительства – первый шаг к «вневероисповедному государству»

объявление равенства всех религий перед законом: принцип веротерпимости в постановлении от 14 июля 1917 г. «О свободе совести»;

ликвидация должности обер-прокурора Синода; отмена обязательного преподавания Закона Божия и передача церковноприходских школ в ведение МНП;

решение церковного Собора не участвовать в работе Предпарламента;

добро на проведение Поместного собора, который 28 октября (10 ноября) принял решение о восстановлении Патриаршества