+++ 2 лекция для бакалавров 1 курса 250913

Юрьев Александр Иванович:

Доктор психологических наук,

профессор Кафедры российской политики,

Директор Научного центра политического консультирования,

Санкт-Петербургский государственный университет,

Факультет политологии.

193311, Санкт-Петербург,

Ул. Смольного 1/3, подъезд 7.

Мобильный телефон: +7-901-316-2861.

e-mail: Yuriev@robotek.ru

ЛЕКЦИЯ:

СМЫСЛ, ЦЕЛЬ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОЛИТОЛОГИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАОСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

СПб, сентябрь 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ.

УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ, КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ СЛУЖЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

(СУБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понимание – это выход за пределы предоставленной информации.

Задача: предъявлены четыре числа: 144,88,21, 377 и предлагается понять, что это значит?

Запомнить и воспроизвести читая или из памяти эти числа — не значит понять. Для понимания необходимо «выйти за пределы непосредственно данной информации” (Рубинштейн Л.С., 1949) и понять, что означают предъявленые в беспорядке несколько чисел.

Понять – это значит увидеть не числа, а закономерность отношений между этими числами.

Решение: обнаружение закономерности в ряде предъявленных чисел ряда Фибоначчи. Закономерность позволяет легко восстанавливить: а) пропущенные числа 34,55,144,233, б) предшествующие им числа 1,2,3,5,8,13 и прогнозирует в) последующие числа 610, 983,1589 и т.д. до бесконечности, г) практическое применение чисел ряда Фибоначчи.

Числа ряда Фибоначчи тесно связаны не только с решением квадратных уравнений, но и с «золотым сечением», которому подчинены пропорции всех минеральных, растительных и культурных форм. Одним членам аудитории понимание закона Фибоначчи позволяет правильно организовывать свою деятельность (эмпирический критерий понимания), другие обнаруживают в процессе понимания в аудитории все новые закономерности чисел Фибоначчи (логический критерий), третьи испытывают эстетическое наслаждение от наблюдающейся связи числовых закономерностей и законов природы (эмоциональный критерий понимания). См.рис.9.3.

Пояснения к феномену чисел ряда Фибоначчи, «Золотого сечения», прилагаются отдельными файлами в отдельной папке.

(См. Монографию проф. Юрьева А.И. «Введение в политическую психологию», Л., 1991.)

ПОСТ-ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СЛЕДУЮЩИЕ ИЗ НИХ ТРЕБОВАНИЯ К УНИВЕРСАНТУ:

ПОЛИТИКА -

синтез глобальных изменений

Изменения

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сокращение потребления и численности населения

Изменения

КУЛЬТУРЫ

Подмена духовных ценностей телесными наслаждениями

Изменения

НАУКИ

Доминирование рационального над иррациональным

СЛУЖЕНИЕ

субъекта

(саморегуляция)

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Индивидуальности

(самовоспитание)

Изменения

РЕЛИГИИ

Размывание норм жизни, созданных всеми религиями мира

МИССИЯ

Индивида

(самоконтроль)

ПРИЗВАНИЕ

Личности

(самоуправление)

(Юрьев А.И., 2005.)

Рис. 2. Психологическая результаты преодоления разрушающего влияния глобального кризиса за счет осознания своей судьбы для обретение самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания

(См. коллективную монографию под ред проф. Юрьева А.И. «Стратегическая психология глобализации», СПб., 2006.

2. МИРОВЫЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЕТ ПОСТ-ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, И КОТОРЫЕ РЕШАЮТСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Рис.1. Психологические феномены, порождаемые глобализацией (футурошок) и мировым экономическим кризисом. В каждое время была своя «глобализация» и свой «кризис».

(См. коллективную монографию под ред проф. Юрьева А.И. «Стратегическая психология глобализации», СПб., 2006.

СТРАХ – состояние человека во время сужения, помутнения или почти полного отключения его сознания из-за утраты чувств любви и ответственности.

АПАТИЯ частичный или почти полный разрыв между мотивами человека и его реальными действиями из-за ослабления психического усилия, энергетики его сознания.

ОДИНОЧЕСТВО – утрата человеком веры в свои жизненные ценности, единственный и главный источник влечения людей друг к другу.

СКУКА – тяжелое, спутанное состояние сознания человека из-за потери цели своей жизни, своего предназначения.

3. СОРАЗМЕРНОСТЬ МАСШТАБА ЛИЧНОСТИ УНИВЕРСАНТА МАСШТАБУ МИРОВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

1 вид понимания обеспечивается переживанием своего ПРИЗВАНИЯ. (Восстановление разрушенного, аналитическая работа, возможна только при наличии переживаемых реальных жизненных ценностей)

Призвание человека определяется уровнем духовного интеллекта человека (SQ – сильное переживание того, что зовет к себе), проявляющегося в непреодолимом влечении к установлению гармонических отношений между людьми, между людьми и властью, людьми и природой, как между главными ценностями своей жизни.

2 вид понимания обеспечивается осознанием своей МИССИИ. Воспроизведение «предшествующего», философское погружение в предмет, возможно только при наличии СМЫСЛА своей жизни).

Миссия определяется уровнем эмоционального интеллекта человека (EQ – острое осознание того, что должен отдать людям), проявляющегося в природном чувстве ответственности и любви к кому-либо или к чему-либо, как к смыслу всей своей жизни.

3 вид понимания обеспечивается пониманием своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. «Предвосхищение последующего», стратегический, футурологический прогноз будущего, возможен только в процессе стремления к Цели своей жизни.

Предназначение определяется уровнем ментального интеллекта (IQ – ясное понимание того, к чему следует стремиться), проявляющегося в стремлении человека привнести в картину мира то, чего до него было неизвестно, непонятно, невозможно, как высшей, конечной, абсолютной цели его жизни.

4 вид понимания обеспечивается в процессе СЛУЖЕНИЯ, исполнения своего долга. Воплощение политики в реальные действия, труд по «реализации смысла, ценностей и цели того, что понято», возможно только в процессе Служения.

Служение определяется уровнем физического интеллекта человека (PQ – полное и точное исполнение того, что человек должен делать в каждый момент своей жизни), проявляющегося в способности человека подчинить свои личные интересы труду во имя других людей и их ценностей с полной самоотдачей, как главному делу своей жизни и чести.

(См. файл статьи проф. Юрьева А.И. «Российские универсанты и политика».)

4. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ НУЖНО ОТВЕТИТЬ УНИВЕРСАНТУ.

4.1. ДЛЯ ЧЕГО ТЫ ЖИВЕШЬ?

МИССИЯ УНИВЕРСАНТА, СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ

Миссия зависит от уровня эмоционального интеллекта человека (EQ – мера осознания человеком того, что он должен отдать людям). Миссия проявляется в природном чувстве любви к кому-либо или к чему-либо, и ответственности перед кем-то или чем-то, как смысл своей жизни. (Например, любовь к своему ребенку, родителям, к Родине или профессии).

Миссия порождает смысл жизни – время существования сознания человека. Как только смысл поведения утрачивается, то сознание человека сужается, мутнеет и практически отключается, а его поступки становятся бессмысленными. В этом случае человек утрачивает самоконтроль и действует во вред себе и окружающим.

Самоконтроль присущ здоровому индивиду и имеет экзистенциальную основу в виде смысла жизни. Смысл жизни определяет систему эталонов образа жизни, а самоконтроль устанавливает рассогласование между этими эталонами и реальными параметрами поведения человека. Эталоны определяют все: режим дня, структуру свободного времени, стиль общения с окружающими и др. По сути это – овладение собственным поведением, что и проявляется в форме самоконтроля. Если у человека отбирается право на самоконтроль, то он автоматически лишается системы эталонов, собственного смысла жизни, и переходит под внешний контроль при помощи чужих эталонов, иного образа жизни, иного смысла жизни. Отобрать у человека личностную свободу – значит лишить его самоконтроля.

Следует из материализма, который признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — суть процессы взаимодействия материальных сущностей. В вечном споре материализм представляет собой противоположность идеализму.

Авторы: Томас Гоббс, Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли, Джозеф Пристли, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг, И.П. Павлов, В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев и др..

Некоторые наблюдаемые и осознаваемые признаки понимания человеком своей Миссии и своего смысла жизни.

Человеку нужно что-то такое, ради чего стоит жить — смысл жизни.

Поиск смысла жизни начинается, когда рушатся все опоры, и человек повисает в метафизической пустоте.

В отсутствие смысла человек становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация выводит его из равновесия.

Жизнь имеет смысл, который выходит за пределы собственного «Я».

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни.

Смысл обнаруживается, когда человек осознает себя ответственным за что-то, по отношению к кому-то или чему-то.

Смысл складывается из того, ради чего совершаются те или иные действия и поступки, принимаются те или иные решения.

Смысл дает понимание человеком своего места в мире

Смысл – это основной Закон, определяющий назначение любой вещи, события или явления.

Тот, у кого есть, для чего жить – может выдержать почти любое: как жить?

Нет более великого смысла жизни, чем помогать людям его обрести.

4.2. К ЧЕМУ ТЕБЯ ВЛЕЧЕТ?

ПРИЗВАНИЕ УНИВЕРСАНТА, ЕГО ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Призвание зависит от уровня духовного интеллекта человека (SQ – сила переживание человеком того, что зовет к себе). Призвание проявляется в непреодолимом влечении к установлению гармонических отношений между людьми, между людьми и властью, людьми и природой, как главными ценностями жизни. Например, влечение к идее добра, справедливости, честности.

Призвание порождает жизненные ценности человека, которые определяют пространство, масштаб сознания человека. Когда жизненные ценности отсутствуют или мелки, то сознание сужается до животного, биологического предела. В отсутствие жизненных ценностей, в которые свято верит человек, он перестает быть личностью и теряет способность к самоуправлению.

Самоуправление, сила личности, определяется силой веры человека в ценности, имеющие для него жизненно важное значение. Вера человека всегда имеет формулировку, и она много сильнее, чем его социальные роли, права и обязанности. Но если мотив не сформулирован словами, то человек не имеет мотива, и его поведение не мотивировано. В этом случае самоуправление ослаблено или отсутствует. Такого человека часто квалифицируют как психически незрелого. В случае отсутствия веры у него нет способности к самоуправлению – главному условию его политической свободы.

Следует из философия идеального. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. В основе лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.

Авторы: Лейбниц В.Г., Беркли, Декарт, Кант, Шеллинг, Мальбранш, Фихте, Хайдеггер, Дильтей, Шпрангер, Шеррингтон, Юркевич П.Д., Кавелин К.Д., Страхов Н.Н., Фехнер Г.Т., Вундт В.М., Джемс У., Пирс Ч.С.С., Лебон Г. , Юнг К.Г., Челпанов и др.

Некоторые наблюдаемые и осознаваемые признаки понимения человеком его Призвания и наличия у него жизненных ценностей.

Призвание нельзя придумать, получить в наследство, в подарок, по рекомендации – оно появляется, как чувство, как страсть к какому-то занятию, сравнимая с любовью.

Призвание – это влечение, которое не меняется в течение жизни, от него нельзя избавиться, его не продать, не подарить, не забыть, пока человек жив.

Призвание – это способ отдать людям свой дар, свой талант, все, чем человек богат от природы.

Призвание – это дело, занятие, к которому ты призван своей страстью. Ты не можешь его не делать. А когда делаешь, так увлекаешься (испытываешь такую страсть), что не можешь остановиться, пока не доделаешь.

Призвание неизменно. Оно гораздо больше и глубже, чем любое дело, профессия, карьера или цель. Это главная мысль, основная идея, организующий принцип Вашей жизни.

Когда мы говорим: “Он нашел свое призвание”, то имеем в виду, что человек обрел самого себя в любимом занятии, отдается ему полностью, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель.

Призвание – это твоя неповторимость в этом мире. Это обостренное чувство ответственности за то, что ты есть в этом мире.

Все выглядит так, как будто Кто-то создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. уникальность каждого – факт неоспоримый, биологический; проигнорировать его – значит проигнорировать в этой жизни себя самого.

«Профессия» — вот слово, которое вытеснило слово «призвание». Призвание овладевает человеком и важно лишь не слишком сопротивляться — профессией же овладевают. Призвание одно и навсегда — профессий может быть много и менять их можно сколько угодно.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст