Зарайское реальное училище

V OБЛАСТНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ПОДМОСКОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ»

ЗАРАЙСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Автор – Петрова Елена Викторовна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №1 им. Н.Л. Мещерякова

г. Зарайск

Зарайское реальное училище

«Изучение местной истории дает готовый и наиболее

обильный материал для исторической науки» 1

В. О. Ключевский

Тема моего выступления выбрана не случайно, в последнее время вышло много книг о развитии образования в нашей стране, в регионах, но, к сожалению, нет обобщенного материала о Зарайском реальном училище, открытие и деятельность которого для провинциального городка имела огромное значение. Изучение первоисточников, работа с архивными материалами в Москве, Рязани, Зарайске позволило мне в какой – то степени воссоздать картину деятельности реального училища.

Зарайское реальное училище принадлежит к числу старейших учебных заведений. В начале семидесятых годов девятнадцатого века городская дума постановила вносить ежегодно по пять тысяч рублей на содержание реального училища и ассигновать пятнадцать тысяч рублей на постройку зданий. Эту инициативу поддержало и Зарайское местное земское собрание, которое не только присоединилось к ходатайству об открытии реального училища в городе, но и выделило 5000 рублей. Министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой, обладавший значительными имениями в Зарайском и Михайловском уездах оказал необходимое содействие, уже в начале августа 1873 года вышло министерское распоряжение о выделении необходимых средств на содержание Зарайского реального училища в течение пяти месяцев и одновременно был утвержден личный состав во главе с директором Николай Гавриловичем Урусовым.

В конце сентября 1873 года в нанятом частном доме купца И.Л. Иванова (Большая улица) были завершены работы по приспособлению помещений под учебное заведение, проведены приемные испытания в первый и второй класс, учебные занятия начались 2 октября 1873 года, с этого дня и началась история деятельности реального училища.

Открытие реального училища отвечала потребностям местных жителей, которые своими пожертвованиями помогли не только построить собственное здание реального училища, но и поддержать малообеспеченных учеников, так городской глава Ф.С. Афремов пожертвовал 600 рублей на учреждение двух стипендий своего имени (два ученика могли обучаться бесплатно) и выделил им средства на приобретение учебных книг и пособий, так же из Зарайского общественного банка было отчислено три тысячи рублей для учреждения стипендии имени Д.А. Толстого в знак благодарности за его внимательное отношение к нуждам жителей города Зарайска. Рязанский губернский предводитель дворянства ежегодно жертвовал на нужды училища 1000 рублей, в результате капитал составил 2844 рубля, средства шли на выдачу пособий бедным ученикам, так же ежегодно денежные пожертвования делал Николай Семенович Брянчанинов, средства которого шли на организацию литературно – вокальных вечеров, на взнос платы за бедных реалистов, на покупку учебников и учебных пособий.

В 1881 году создано общество вспомощенствования для оказания материальной помощи бедным реалистам и ежегодно жители города жертвовали от 300 до 400 рублей, а за первые три года поступило более 1600 рублей.

В 1873 году городское управление приобрело участок земли площадью около 1200 кв. сажень на углу улиц Ильинской (Ленинская) и Екатерининской (Красноармейская), чтобы построить два дома: одно помещение для учебных занятий, другое для служебного персонала. Строительством занималась особая комиссия, созданная городской думой под председательством городского головы Ф.С. Афремова, входили гласные И.И. Ярцев, Г.И. Максин, Н.П. Годовиков. Н.А. Потоловский и директор реального училища Н.Г. Урусов.

Средства на возведение здания поступили из Зарайской городской думы (15000 рублей), Зарайского уездного ведомства (5000 рублей), министерства народного просвещения (10000 рублей) и 5000 рублей за счет остатков на содержание личного состава реального училища. За 1873-1875 год было израсходовано 40000 рублей, но этого оказалось недостаточно, так как в построенных зданиях необходимо было сделать поправки на сумму 6000 рублей, во вновь отстроенных зданиях появилась сырость.

Первый почетный попечитель Николай Андрианович Дивов пригласил из Рязани инженера Н.Н. Вейса, который осмотрев помещения, составил акт с 20 допущенными нарушениями при строительстве. В июле 1877 года создана специальная комиссия под председательством городского головы Н.Ф. Курносова, гласных думы И.И. Ярцева, Н.А. Потоловского, М.К. Сафонова для исправления допущенных нарушений при строительстве на которые ушло более 6000 рублей.

7 сентября 1879 года здание реального училище передавалось в виде дара в собственность министерства народного просвещения, стоимость земли и зданий определена в 60000 рублей, министр народного просвещения Д.А. Толстой неоднократно бывал в реальном училище, так же как и Рязанские губернаторы ( А.А. Тройницкий в мае 1883г., Д.П. Кладищев в мае 1890г., Н.С. Брянчанинов в марте 1894г. и в мае 1898г.)

Выстроенное прямоугольное помещение для учебных занятий было каменным, двухэтажным, которое выходило фасадом на Екатерининскую улицу (Красноармейская), каждый этаж делится длинным коридором. На первом этаже расположено три классных комнаты, чертежный зал, лабораторная (позже, разместили библиотеку), дополнительный класс, канцелярия, швейцарская, и большая комната служила одновременно и рекреационным и гимнастическим залом. На второй этаж можно подняться по литой железной лестнице, которая сохранилась до наших дней, там находилось три младших класса, класс рисования, физики, помещение для пособий по естественной истории, актовый зал, учительская комната, комната для заседаний педагогического совета. При училище свой был свой фруктовый сад, школьный двор на котором в летнее время проходили уроки гимнастики и играли ученики.

Рядом, в построенном доме проживал директор и инспектор училища, а в подвальном помещении учебного здания располагались квартиры для служащих.

Общая площадь здания реального училища позволяла вместить одновременно 150-175 учеников, что было недостаточным для жителей города Зарайска и его окрестностей.

Открытию и функционированию учебного заведения во многом помогли не только городские и земские органы власти, министр народного просвещения, но и попечители реального училища, которые своей материальной поддержкой, личным участием способствовали распространению образования в купеческом городе Зарайске, к сожалению, новым уставом от 1888 года попечительства были упразднен, следовательно, их деятельность прекратилась. (Приложение №1)

В 1875 году учащиеся начали обучение в собственном здании, в котором осуществлялась образовательная деятельность, согласно Уставу от 15 мая 1872 года: «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний», в них обучаются только мальчики. С 5- 6 классах начинали преподавать прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). При старшем основном отделении открывался, смотря по надобности, дополнительный класс с тремя разрядами: общим, предназначенным для подготовки в высшие специальные учебные заведения, механико-техническим и химико-техническим, последние два — для желающих приобрести среднее техническое образование. Реальные училища содержатся или исключительно за счет казны, или за счет земств, обществ и сословий, или c пособиями от казны. Те учебные заведения, которые находятся на, содержании земств, обществ, сословий имеют почетного попечителя, избираемым на три года и наблюдающим за ходом управления и состоянием училища, особенно в хозяйственном отношении. Кроме того, устав впервые вводил при каждом училище попечительство (из городского головы, почетного попечителя, директора и 5—10 членов), обязанное заботиться о средствах для училища и об учениках, как во время их пребывания в училище, так и по выходе из него. Успешно окончившие полный курс — с аттестатом — ученики допускались по экзамену к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Размер платы состоял в зависимости от местных условий. Хотя в уставе и было сказано, что в училища принимаются дети всех состояний и вероисповеданий, но они предназначались преимущественно для детей торгово-промышленного сословия. В 1888 году новым уставом реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек, после октября 1917 г. упразднены. Вместо них возникли Школы фабрично-заводского ученичества.

Зарайское реальное училище начало свою деятельность 2 октября 1873 года, согласно Уставу 1872 года, проведя вступительные испытания среди будущих реалистов. Первоначально в первом классе обучалось 25 человек, во втором 13 человек, но уже к 1 января 1874 года в первом классе было 37 человек, во втором классе 24 ученика. Ежегодно шло пополнение одним классом и к 1878- 1879 учебному году уже было шесть классов основного отделения, один дополнительный класс общего отделения, технических отделений, коммерческих классов, приготовительных и параллельных не было. Количественный состав постоянно менялся, его рост приходится на первые годы деятельности учреждения, так как поступали учиться дети из соседних уездов, если в 1874 году обучалось 61 человек, к 1877 году уже 157, а затем начался спад. На уменьшение числа учеников повлияло во – первых открытие реальных училищ в соседних уездах Рязанской губернии, во – вторых суровый режим, строгость в обучении введенный новым директором Н.Е. Львов. Например, в 1877 году во втором классе обучалось 42 ученика. Из них: семеро было уволено за малоуспешность в обучении, 17 оставлено на второй год, и только 18 человек переведены в третий класс. Фактически уменьшение числа реалистов продолжалось до 1883 года, а затем подвергалось небольшим колебаниям и к 1898 году общее количество учеников достигло 106 человек. За 25 лет работы училища (1873-1898гг.) курс 6 классов окончило всего 151 человек. …

В реальном училище обучались из различных сословий, преимущественно это были дети из семей купцов, мещан, дворян и чиновников, и это объяснимо, город Зарайск считался не только купеческим, но и православным, а вот детей из семей священнослужителей обучалось мало, а с 1894 года по 1898 год не было ни одного ученика из духовного сословия. Всего с 1874 года по 1898 год обучалось 2475 реалиста. Из них:

-дети купцов и мещан составляли – 1181 человек (47,7%);

- дворян и чиновников – 976 человека (39,4%);

- крестьян –212 человека 8,6%;

- духовенства-70 человек (2,8%)

- иностранцы – 36 человек (1,5%).

Анализ обучающихся по сословиям позволяет нам сделать следующие выводы:

— в конце XIX века получить среднее образование могли выходцы из семей с незначительным достатком;

- основная часть родителей не могла оказать помощи своим детям в преодолении трудностей в учебной деятельности, что будет являться одной из причин их низкой успеваемости и в последующим отчислением из реального училища.

В соответствии с уставом 1872 года принимались на обучение дети с различным вероисповеданием, но практика показала, что значительно преобладали — православные.

По отношению к вероисповеданию состав был следующим (2475 человек):

- православных – 2303 (93,1%);

- раскольников –35 (1,4%);

- лютеран – 84 (3,4%);

- евреев – 36 (1,4%);

- католиков – 17 (0,7%)

Обучение в реальном училище было платным, первоначально плата составляла 15 рублей в год с одного ученика, движение учащихся в сторону уменьшения, привело к увеличению платы в 1878 году, её размер составил 25 рублей, а с 1890 года стала 35 рублей. С 1873 года по 1898 год было собрано 52312 рублей 50 копеек, эти деньги пошли на содержание дополнительного класса, учебные пособия, ремонт и содержание учительского дома, на пособие служащим и ученикам. Ученики из семей с недостаточным материальным положением бесплатно получали учебники, выделялись им пособия, освобождали от платы за обучение детей преподавателей, служащих по министерству народного просвещения, бедных учеников (10%) по решению педагогического совета показавших успехи в науках и прилежание в поведении, согласно уставу училищ п.29. Ежегодно 8-12 реалистов получали возможность бесплатно обучаться так же за счет средств общества вспомощенствования. Руководство училища постоянно проявляло заботу не только о своих учениках, но и о материальной базе учреждения. К концу XIX века в фундаментальной библиотеке насчитывалось 6136 томов, а в ученической 1882 тома.

В фундаментальной библиотеке в литературном отделе имелись полные собрания сочинений русских авторов XVIII – XIX веков, иностранных авторов на родном языке и в переводе (Гете, Шиллер, Мольер, Монтескье, Гюго и мн. др). в отделах естественных и математических наук, механики и технологии работы Лагранжа (9 томов),Гаусса (7 томов)Кульмана..)

В отделе языковедения и справочных книг толковы словарь Даля, словарь индо — германских языков Фика, словарь французского языка Литтре, энциклопедический словарь Березина…

В отделе истории труды Вебера, Соловьева, Костомарова, Шлоссера.

В других отделах наиболее ценными книгами являются: Библия, История русской церкви, Макарий; Библейская история при свете новейших открытий и исследований, Лопухина и др.

Ежегодно шло пополнение учебных пособий. Например, для проведения уроков истории, географии использовались карты, атласы, гипсовые статуэтки представителей пяти человеческих племен, коллекции русских и иностранных монет. На учебных занятиях естественно математической направленности использовали коллекцию моделей для изучения стереометрии и начертательной геометрии, универсальный циркуль Черепашинского, динамометр Реньо, модель ветряной мельницы, дождемер, электрическую машину Гольца, магнитно – индуктивную машину Штерера, модели 154 представителей животного царства и т.п.

Учебные предмета изучались такие, как закон Божий, русский язык, немецкий и французский, математика, тригонометрия, математическая география, черчение, механика, физика, химия, естественная история, география, рисование.

Учебный день начинался по воспоминаниям реалистов с общей молитвы в актовом зале, а потом уже проходили уроки по расписанию. Ежедневно 5-6 уроков по 45 минут, маленькие перемены и большая (30 минут) после 3 урока. Учебники по естественным предметам во многом созвучны с сегодняшними: математики, физики, химии, черчению.

У реалистов была своя форма — это темно – зеленые шинели с желтыми металлическими пуговицами, такого же цвета фуражки с желтым кантом и кокардой на которой высечено три буквы «З.Р.У.», форменный ремень, брюки, рубашка — косоворотка (за что среди учеников других училищ имели прозвище «яичница с луком»)

Что же можно сказать о качестве обучения? Успеваемость была высокой по тем предметам, которые были более доступны и понятны ученикам по графическим искусствам (чистописание, рисование, черчение), закону Божию, истории, географии и (средний балл более 3,5). Математика, русский и иностранные языки давались труднее, особенно немецкий язык (средний балл от 3 до 3,25) . Афремов Ю.Н., выпускник реального училища 1914 года в своих воспоминаниях так характеризовал учителя немецкого языка « Гуго Рудольфович Леберт, преподаватель никудышный, признававший один – единственный метод учебы: зазубривание наизусть целых страниц текста из учебника Алендорфа. Эта беспросветная зубрежка отбивала у нас всякую охоту учиться, мы быстро забывали все то, что знали раньше, и прямо таки возненавидели предмет, при этом сам преподаватель очень плохо говорил и писал по русски».

Успешность в реальном училище носила более количественный показатель, чем качественный, ученики отличались больше прилежанием, чем способностями, поэтому в младших классах качество было выше, а при переходе в старшие снижалось, не все реалисты справлялись с переводными экзаменами и уходили из училища, другая группа слабых учеников оставалась на второй, третий, а то и четвертый год обучения. Например, из 282 учеников, поступивших в первый класс в разное время до 1-го июля 1898 года было исключено 35 человек (12,4%). Из них: в первом классе -4, во втором -14. В третьем-4, в четвертом -8, в пятом -2, в шестом -3. Из 112 учеников, поступивших во второй класс в разное время до 1-го июля 1898 года было исключено 8 человек (7,1%). Из них: во втором классе-2 человека, в третьем-3, в четвертом-1, в пятом- 1, в шестом -1. В этих классах имелись ещё ученики, которые оставались на повторное обучение. В результате из 394 учеников первого и второго классов дошли до 5 класса 143 человека (36,2%) , которые потом успешно продолжили свое образование. Приложение №4

Анализ переводных, выпускных и окончательных экзаменов тоже подтверждают ранее сделанные выводы. Например, самый большой процент не сдавших реалистов экзамены приходится на 1877 год 43,7%, а также за курс 5 класса в 1878 году 50%, в 1883 году за курс 6 класса 41,6%.

Таблица. Число учеников, выдержавших удовлетворительно переводные, выпускные и окончательные экзамены, и число учеников в классе перед началом экзамена.

Год

I

II

III

IV

V

VI

VII

Всего

% не сдавших экзамен

1874

40-28

26-29

-

-

-

-

-

66-47 (71,2%)

28,8%

1875

43-34

41-30

37-25

-

-

-

-

121-89 (73,5%)

26,5%

1876

38-29

38-23

42-28

31-26

-

-

-

149-106 (71,1%)

28,9%

1877

19-18

42-18

31-18

33-18

20-11

-

-

145-83 (56,3%)

43,7%

1878

17—13

34-19

23-15

16-12

22-11

11-5

-

133 — 75

(56,3%)

36,1

1879

12-9

19-11

25-16

21-14

23-15

18-10

4-3

122-78

(63,9%)

36,1

1880

10-9

14-12

18-11

21-12

21-14

18-8

9-9

111-75

(67,5%)

32,5

1881

13-13

12-9

17-12

18-14

13-9

21-15

5-4

99-76

(76,7%)

23,3

1882

10-7

17-8

10-7

14-8

12-7

13-6

10-10

86-53

(61,6%)

38,4

1883

9-8

17-14

10-10

12-6

11-6

12-7

5-5

76-56

(73,6%)

26,4

Реалисты, успешно окончившие училище (1878- 1898гг — 90 человек) поступали в высшие учебные заведения, преимущественно в Санкт – Петербургский технологический институт поступило 22 человека, в лесной институт 16 человек, Императорское Московское техническое училище 9 человек, военную карьеру выбрали 13 человек, 20 человек определились на государственную, общественную и частную службу.

За особые успехи в учении и прилежание в поведении фамилии троих реалистов дополнительного класса (А.А. Пономарев, А.А. Гололобов, И.И. Тихонов) записали на мраморную доску, находящуюся в актовом зале.

Многие выпускники реального училища, впоследствии стали выдающимися люди нашей страны, среди них Кочуков Владимир Владимирович, создатель первого электроплуга, на испытаниях которого присутствовали В.И. Ленин и М.И. Калинин, Маньковский Григорий Ильич – ученый, член – корреспондент Академии наук СССР и его брат Владимир Ильич талантливый инженер (со слов Афремова Ю.Н. реалиста 1910-1914гг.), Мещеряков Николай Леонидович, член – корреспондент Академии наук СССР, имя которого присвоено было средней школе №1 в 1988 году. Николай окончил училище в 1882 году, но уже там создал первый молодежный научно – просветительский кружок, в который входили М. Балашов, В. Кортнев, А. Миллер. В 1885 году переехал в Петербург и поступил в технологический институт, примкнул к народовольцам, был арестован, исключен из института и выслан под надзор полиции в Рязань. Эмигрировал в Бельгию, где успешно сдал экзамены на технический факультет Льежского университета и в 1897 году получил звание инженера – механика. Революционную деятельность продолжал и за границей, где и познакомился с Н.К. Крупской, дважды встречался с В.И. Лениным, стал агентом газеты «Искра» являлся членом Московского комитета РСДРП. Вернувшись в Россию, был вторично арестован и сослан в Восточную Сибирь, после октября 1917 года работал редактором «Известий» Московского Совета, вошел в редакционную коллегию «Правды», заместитель главного редактора Большой Советской Энциклопедии, главный редактор Малой Советской Энциклопедии, создатель и редактор журнала «Наука и жизнь». Правительство высоко оценило труд ученого и в 1931 году Николай Леонидович, был награжден Почетной грамотой РСФСР, которую вручал М.И. Калинин. Это был первый случай награждения правительственной наградой за редакторско – издательскую деятельность.

За период с 1899 по 1918 год официальных документов сохранилось очень мало и деятельность училища за этот период восстанавливается по крупицам, по письмам преподавателей и реалистов, по воспоминаниям местных жителей. По собранному материалу удалось выяснить, что с 1873 по 1918 год окончило училище около 400 человек, последний выпуск состоялся в 1918 году. Афремов Юрий Николаевич в своих воспоминаниях подробно описывает свои школьные годы в училище с 1910 по 1914 год.» Мы попросту учились- одни легко и успешно, другие – труднее, хуже, в зависимости от способностей и возможностей. Но все с удовольствием «бегали» в «реалку», учиться там было весело. Учеба, общие мальчишеские интересы, школьные радости и горести объединяли ребят в классе в единый, достаточно дружный коллектив. Чувство товарищества у нас — мальчишек- было развито довольно сильно. Многие одноклассники дружили друг с другом вне стен училища».

На протяжении многих лет деятельности училища сложились свои традиции, которые нашли свое продолжение и сегодня. Например, ежегодно в начале учебного года осуществлялась прогулка в городской лес. В ней принимали участие все ученики, преподаватели во главе с директором или инспектором. В назначенный день для прогулки, все участники собирались рано утром во дворе училища, выстраивались шеренгами в колонну и торжественно шествовали по улицам города под звуки бравурного марша, исполняемого училищным любительским духовым оркестром. А в лес заранее высылалась подвода с огромным самоваром, с набором посуды из училищного буфета и необходимыми продуктами. В лесу проводили весь день, пили чай, играли в подвижные игры, собирали растения для гербариев, ловили раков в реке Осетрик. Однодневный выход на природу доставлял всем огромное удовольствие, а вернувшись из него, реалисты уже начинали мечтать о новом походе. Мальчишки образовали любительский оркестр народных инструментов, которым руководили педагоги училища, театральная группа с успехом ставила спектакли, и они пользовались популярностью среди местных жителей.

Конечно, случались и происшествия чрезвычайного характера. Реалист – старшеклассник Костин, не выдержав несправедливых придирок учителя Антонова, отравился, его смерть взволновала всех жителей города. Самоубийством закончил свою жизнь Николай Веревкин, которого хорошо знала А.С. Голубкина. В своей скульптуре «Раб» она отразила черты братьев Веревкиных Николая и Анатолия. В начале XX века группа учащихся, самовольно принявшая участие в демонстрации, на следующий день к занятиям не была допущена и предупреждена об их исключении. В ответ началась забастовка в старших классах, к которой присоединились все реалисты. Забастовка продлилась с 23 ноября по 9 декабря 1917 года. Закончилась она только после того, как делегацию бастующих учащихся принял нарком просвещения А.В. Луначарский, который специальным письмом предложил администрации училища удовлетворить требования учащихся.

Главную роль в обучении и в воспитании реалистов играл преподавательский состав становление, которого проходило в начальный период очень трудно. С 1873 по 1879гг. сменилось пять директоров (Н.Г. Урусов, Е.Ф. Раздеришин, Н.Е. Львов, И.В. Аристов, С.Н. Васильковский), три законоучителя, семь преподавателей русского языка, четыре французского и шесть преподавателей математики. Со временем сложился достаточно сильный педагогический коллектив. Среди преподавателей были замечательные образованные люди.

Василий Павлович Проселков, бесконечно влюбленный в свою профессию, хорошо знающий своих учеников, их интересы, стремления, умел объяснять материалы по истории и географии так, что в классе не оставалось ни одного скучающего. Он автор нескольких работ и учебников по истории и географии, «первооткрыватель» таланта Анны Семеновны Голубкиной, а она в знак благодарности изготовила бюст В.П. Проселкова.

На жизненный путь великого скульптора повлиял и другой преподаватель реального училища Александр Николаевич Глаголев начал преподавательскую деятельность в училище с 21 августа 1879 года и проработал до 1 ноября 1885 года, а затем был переведен в Московскую шестую мужскую гимназию. Отношения с Анной Семеновной Голубкиной не прерывалось и после того, как Глаголевы переехали в Москву, так

со временем знакомство переросло в крепкую дружбу, именно он научил Анну Семеновну читать грамотно, а не проглатывать книги, помогал в трудные минуты ее жизни. Крепкая духовная нить связала кандидата математических наук и великого скульптора.

Преподаватели не только учили и воспитывали реалистов, но и успешно накопленный практический опыт опубликовывали в своих статьях, книгах. Авторами «Систематического сборника арифметических задач» стали В. Арбузов, А. Минин, В. Минин, Д. Назаров. Васильковский написал пособие для средних учебных заведений «Русская история в источниках». П.Ф. Никульцев автор учебника «Арифметика» для средних учебных заведений, составил «Образцы решения арифметических задач», «Алгебра и собрание алгебраических задач», П.В. Шейн известен, как собиратель народных песен и его труды печатались в таких изданиях, как «Русская старина», «Детский отдых».

Михаил Михайлович Черепашинский изобрел логарифметическую линейку, универсальный циркуль для проведения окружности произвольно большим радиусом, является автором работ «Теория сооружений. Аналитический и графический расчет сооружений по новейшим методам», «Круглое письмо». Василий Павлович Проселков написал учебник всеобщей географии. Андрей Андреевич Марков выдающийся русский математик, академик Петербургской Академии наук, специалист по теории чисел, теории вероятностей и математическому анализу работал преподавателем математики в реальном училище с 1917 по 1918 год, а его сын учился в данном учреждении и впоследствии тоже стал ученым. Андрей Андреевич (младший) – советский математик, член – корреспондент Академии наук СССР, профессор Ленинградского университета, автор научных работ в области топологии, теории алгоритмов, теории динамических систем.

Преподавательский состав, как мы видим, был достаточно профессиональным, первоначально работали только мужчины, а с начала XX века назначаются и женщины.

Директора и их ближайшие помощники по учебно-воспитательной части – инспектора назначались попечителями учебных округов, а директора подлежали утверждению в должности министром народного просвещения. Директорами чаще всего назначались из других учебных заведений, чтобы мог начинать работу без оглядки на личные связи, а инспекторов из своего учебного заведения, т.к. они хорошо знали преподавательский состав. Назначение на должность соответствовало определенному чину Табелю о ранга. Например, должность учителя рисования, чистописания, гимнастики соответствовала 8-му классу (коллежский асессор), инспектора – 6-му классу (коллежский советник), директор -5-му классу – (статский советник). В штатах училища имелись должности классных воспитателей главной обязанностью было наблюдение за общим порядком в классах, за поведением учеников во время перемен.

В училище работали и библиотекари, и врачи, если первые способствовали духовному развитию, то вторые физическому. Петр Андреевич Иорданский, по окончании медицинского факультета Московского университета, работал земским врачом в Зарайском уезде, потом был командирован на фронт военных действий с Турцией в 1877-1878гг. и позже стал работать врачом в училище. Он тщательно следил за здоровьем детей, в школьном музее имеется отчет о заболеваниях реалистов: простудные заболевания, нарушения осанки, желудочные и нервные заболевания, так же отвечал за рацион питания. В обед по понедельникам давали гороховый суп и жареный картофель, во вторник суп с мясом и картофелем и стакан молока, в среду суп с рыбой и крупой, стакан молока, в четверг чечевичная похлебка и каша, в пятницу щи с сухими грибами и гороховая запеканка, в субботу суп с мясом и картофелем и стакан молока. Здоровье учащихся было вполне удовлетворительно — эпидемических заболеваний среди учащихся не наблюдалось. В городе Петр Андреевич пользовался большим авторитетом как хороший врач – диагност, и большим уважением как человек.

Работники реального училища придерживались гуманистических начал в учебной и воспитательной деятельности, но и наказывали учеников за не послушание, лишали обеда, задерживали в школе после уроков на 2-3 часа провинившегося ученика или весь класс, накладывали воскресный арест. Ученик приходил в выходной день в училище и должен был просидеть в одиночестве от 3-х – до 10 –ти часов в зависимости от тяжести вины. Ему разрешалось только читать учебники. Наказывали нарушителей дисциплины инспектора училища. Строгость в воспитании позволило многим мальчишкам впоследствии, стать хорошими людьми и выбрать правильный путь в жизни.

Деятельность реального училища в небольшом провинциальном городке, населенным преимущественно полуграмотным купечеством и мещанством, несомненно, имела прогрессивный характер, что позволило:

расширить культурную среду провинциального города;

дать образование детям из непривилегированных слоев общества;

продолжить дальнейшее образование в технических и военных высших учебных заведениях;

обеспечить техническими кадрами развивающуюся промышленность страны.

В России в конце XIX в начале XX века происходили большие экономические преобразования, формировались новые промышленные центры, развивалась наука и техника, стране нужны были грамотные рабочие и высококвалифицированные технические специалисты. Решать поставленные задачи помогали реальные училища, в том числе и реальное училище в городе Зарайске. Хотя они в 1918 году были реорганизованы в трудовые школы, их опыт сегодня заслуживает особого внимания, так как вновь производство испытывает нехватку квалифицированных кадров.

Зная историю своей школы, родного дома, малой родины, лучше поймешь историю своей страны. История государства складывается из истории малых городов. «Прошлое – родина души человека» Гейне.

Список используемых источников.

Двадцатипятилетие Зарайского реального училища (1873-1898). Составитель П. Никульцев. Зарайск. Типография Титовых 1898год.

Зубков И.В. Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870- 1916 Москва. Новый хронограф 2010

Материалы школьного музея

Воспоминания Афремова Юрия Николаевича (ученик реального училища 1914 года)

Зарайская энциклопедия В.И. Полянчев Москва. Академия 1995 год

Материалы школьного архива