Запорожская Сечь Остап и Андрий среди запорожцев

План-конспект урока по литературе.

Запорожская Сечь.

Остап и Андрий среди запорожцев.

Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №2 г.Калининска» Ершова С.А.

2012г.

Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев.

«Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы…»

Н.В.Гоголь

Цель урока: познакомить с историей возникновения Запорожской Сечи, рассказать о нравах и обычаях запорожских казаков; проследить широкий образ среды, воссозданный Н.В.Гоголем в повести, а также её значение в выработке характеров героев; продолжить сравнительную характеристику Остапа и Андрия; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

Методические приёмы:

Рассказ учителя, устное словесное рисование, беседа по вопросам, составление плана, самостоятельная работа с текстом, элементы анализа текста.

Оборудование урока:

доска, интерактивная доска.

Ход урока.

1.Организационныймомент. 2.Постановкацелиурока. Записьэпиграфа(Слайд1). - Сегодня мы познакомимся с историей возникновения Запорожской Сечи, узнаем о нравах и обычаях запорожских казаков; постараемся понять, почему Н.В.Гоголь относился к Сечи восторженно, продолжим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

- Как вы думаете, почему автор сравнивает Запорожскую Сечь с гнездом?

3.Рассказ учителя (Слайды 2 - 8).

Учитель знакомит учащихся с историей возникновения Запорожской Сечи, говорит о демократии строя жизни Сечи, о заповедях запорожцев. Вниманию учащихся предстаёт список Сечей, а также список атаманов коша в хронологическом порядке.

4. «Мозговой штурм».

-Ребята, подумайте, из каких сцен и эпизодов складывается общая картина Сечи в повести? Учащимся предлагается самостоятельно составить план описания Сечи в повести Н.В.Гоголя.

5.Проверка задания. Обсуждение и запись плана описания Сечи. На доске и в тетрадях записываем план: 1.Описание предместья. 2.Площадь самой Сечи. 3.Встреча Тараса с боевыми товарищами. 4.Приём в Сечь.

- Не забывайте, что жизнь запорожцев Гоголь рисует как бы пропущенной сквозь призму восприятия Остапа и Андрия.

6.Слово учителя (Слайды 9-10).

- На прошлом уроке мы говорили о том, что образ степи в повести дан Гоголем как образ матери-Родины. С ним неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам. Итак, Тарас Бульба и его сыновья подъезжают к казацкой вольнице. Что же предстаёт перед ними?

6.Устное словесное рисование по плану (Слайды 11-14).

1. Описание предместья.

Вопросы: - Как ведёт себя Тарас, подъезжая к Сечи? Почему? — Какое впечатление производит сравнение запорожца, растянувшегося на дороге, со львом? Какой характер носит это сравнение?

(Учащиеся ощущают влюблённость автора в Сечь и подмечают неповторимый гоголевский юмор).

2. Площадь самой Сечи. Вопросы: - Каковы ваши впечатления от описания площади Сечи? — Как восприняли увиденное в Сечи Остап и Андрий? ( Запорожская Сечь произвела на них ошеломляющее впечатление. Многое удивляло, казалось странным, но всё занимало и восхищало ).

3. Встреча Тараса с боевыми товарищами. Вопрос: — Каковы отношения Тараса Бульбы с другими казаками?

4. Приём в Сечь. Вопрос: - Почему Остапа и Андрия удивил такой приём казаков в Сечь?

7. Работа с текстом. Характеристика Остапа и Андрия (Слайды 15 -17).

- Как проявили себя Остап и Андрий в Сечи? — Можем ли мы говорить здесь о каком-то отличие братьев друг от друга? ( Оба производят впечатление настоящих казаков, смелы и удачливы, но в характере Андрия больше впечатлительности. Казакам не свойственна такая чувствительность.) — Как Тарас оценивает поведение сыновей в Сечи? — Почему именно в Остапе он видит будущего атамана? ( Остапа отличает прямота характера, сила натуры, верность товариществу, суровость. Остап – человек своего времени. ) — Какими изобразил Е.Кибрик братьев?

8.Итоги.

- Сопоставлением портретов Остапа и Андрия мы заканчиваем наш урок. На следующем уроке мы увидим, как из-за внешней красоты, внешней видимости явственно выступит истинная внутренняя сущность героев повести.

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание: перечитать главы 5-9, подготовить выразительное чтение эпизода «Смерть Андрия».

Использованная литература.

Поурочные разработки по литературе. 7 класс. И.Золотарёва — М.: «Вако», 2009.

2.Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Т.Зверс – Ленинград: «Просвещение»,1990.