Занятие 1 Тема Суффиксальное словообразование Суффиксы прилагательных

Занятие 1. Тема: Суффиксальное словообразование.

Суффиксы прилагательных.

Цели и задачи: закрепление знаний о прилагательном, развитие умений образовывать прилагательные при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в роде, закрепление навыка практического употребления в речи притяжательных прилагательных, развитие зрительного и слухового внимания, согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными, развитие связной речи.

Оборудование: картинки, карточки со словами, карточки с текстом.

Ход занятия:

I. Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия. Подбор признаков к предметам, изображенным на картинках.

- Соедини каждый вопрос с соответствующим предметом. Подбери признаки к предметам и запиши их.

Картинки: солнце, снежинки, луна, месяц.

Прилагательные от слова месяцОбразовать имя прилагательное от слова месяцВопросы про суффиксное словообразование прилагательныхВопросы про суффиксное словообразование прилагательных

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Закрепление знания об имени прилагательном (слове, обозначающем признак предмета).

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Как может изменяться прилагательное?

- К каким частям речи прилагательные относятся в предложении? (С какими словами они «дружат»?)

II. Основная часть

1. Дифференциация слов, обозначающих признаки предметов, с другими словами.

- Прочитайте слова и выпишите только те из них, к которым можно задать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слова: тяжелый, кедр, иней, зима, месяц, снеговые, большой, метель, нарядный, тишь, ночь, здоровая, горькие, орех, теплая.

2. Замените существительные словосочетаниями из прилагательных и существительных.

Образец: сосна + ветка = сосновая ветка.

Клен + лист =

Ива + прутик =

Береза + роща =

Липа + аллея =

Ель + бор =

Кора + дуб =

3. Образование относительных прилагательных. «Какой лист, какая ветка, какое полено?».

Образец: у дуба – дубовый лист, дубовая ветка, дубовое полено;    У клена – …, …, …; у березы — …, …, …; у каштана — …, …, …; у ясеня — …, …, …; у ивы — …, …, …; у тополя — …, …, …; у липы — …, …, …; у осины – …, …, …;

у калины — …, …, … .

5. Упражнение на концентрацию внимания и согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными.

Образец: 1 осиновая ветка, 3 осиновые ветки, 6 осиновых веток;ивовый прутиклиповая аллеяберезовая рощадубовая корасосновый бор

6. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

7. Работа со словосочетаниями. При помощи суффиксов н-, -ов- образуйте имена прилагательные от слов в скобках. Запишите словосочетания.

(мороз) день, (клен) лист, (камень) дом, (береза) сок, (осень) лес, (сад) цветок, (мех) воротник, (вечер) звон, (рябина) ветка, (малина) сироп, (туман) утро, (липа) чай, (сосна) шишка, (томат) сок

8. В предложениях замените словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.

Летчики носят куртки из кожи (______________). Ложки из серебра (__________) очень красивые. Малыш нашел шарик из стекла (___________). Мастер вырезал красивую шкатулку из дерева (_______________________). В деревне есть дома с крышами из соломы (___________________). На нашей улице построили дом из кирпича (____________). Гончар вылепил кувшин из глины (___________________). Дети слепили бабу из снега (). В магазине продается красивая ваза из фарфора (____________). Мама купила на платье ткань из шелка (_______________).

III. Итог занятия.

1. — Каково ваше отношение к занятию?

- С каким настроением вы его завершили?