Зачёт по культурологии

Зачёт по культурологии:

1) Роль культуры в жизни человека и общества:

Культура выступает как форма регуляции социальных отношений. Так считал Д. Белл. Он выделял культуру как независимую сферу (наравне с экономикой и политической системой). Эти сферы управляют разными «осевыми принципами», культура – принципом реализации личности. Всё это отражается во множественных функциях культуры, которые позволяют более точечно раскрыть роль культуры

Функции культуры:

1) гуманистическая (воспитательная)

2) социализации (включение человека в общественную жизнь)

3) Аксиологическая (ценностная)

4) Семиотическая (знаковая)

5) Нормативная

6) Гносеологическая (способность культуры концетрировать в себе опыт поколений людей)

7) Коммуникативная

8) Трансляционная (передача опыта)

2) Культура как предмет научного исследования

Культура — одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания.

Основными компонентами предмета культурологии являются:

— онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

— гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

— морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

— культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования;

— антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры;

— социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия;

— социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

— историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;

— прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.

С самого начала появления термина «культура» (середина 18 века, «века Просвещения) он служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» – в противоположность природному, стихийному, животному бытию. Однако двойственность оставалась и тут. Отсутствовал конкретный ответ на вопрос – какова специфика человеческой деятельности, что такое культура?

Мыслители 18 века связывали культуру с разумностью человека. Но появлялись новые вопросы: всегда ли разум служит во благо? Можно ли отнести его к явлению культуры?

Отсюда зародилось 2 подхода к трактовке культуры:

1. она трактуется как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. В этом контексте культура рассматривается как нечто безусловно хорошее

2. культура рассматривается как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Здесь культура может нести как позитивные, так и негативные стороны проявления деятельности.

Во первом смысле культура – понятие оценочное, предполагающее выделение лучших, «достойных человека» проявлений его «сущностных сил». (то, что должно быть)

В втором смысле культура есть понятие констатирующее, фиксирующее и достоинства, и недостатки образа жизни людей. При такой констатации обнаруживаются этнические и исторические особенности, которые обусловливают своеобразие конкретных исторических типов культуры и становятся предметом специальных исследований. (то, что есть)

С 19 века получили распространение два подхода.

В основе аксиологического (ценностного) подхода лежит представление о том, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует его развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры. Под культурой следует понимать совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных людьми. В этом подходе происходит сужение сферы культуры.

Приверженцы антропологического подхода считаютчто культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения культура не является безусловным благом. Некоторые стороны культурной жизни вообще не поддаются рациональному объяснению, имеют интуитивный, эмоциональный характер. В ней, наряду с разумным, есть и много неразумного. В этом подходе понятие культурного и социального перестают различаться.

Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры, но игнорирует иные ее проявления.

Антропологический подход, охватывая более широкий круг культурных феноменов, размывает грань между ними и другими сторонами жизни общества.

Понять культуру как целостное социальное образование возможно только на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала, то есть от уровня эмпирического описания явлений культуры необходимо перейти к построению теории, раскрывающей ее сущность. В настоящее время существуют различные подходы к разработке такой теории. Одним из наиболее перспективных является информационно-семиотический подход.

3) Специфика культуры как учебной дисциплины

4) Представление о культуре античности, Средневековья, Возрождения

Этимологически слово культура восходит к словам возделывать, обрабатывать. Функционировало оно как агротехнический термин. Цицерон впервые использовал его в переносном смысле примительно к воздействию на человеческий ум. Он считал необходимым рассмотреть способы воздействия философии на жизнь человеческую, исследовать вопрос: как хорошо жить? Был сформулирован тезис – культура ума есть философия.

В понятии культура, восходящем к римской античности обычно подчеркивается фиксируемое им отличие человеческой деятельности от биологических форм жизни. Как термин оно начинается не с римлян, у греков есть предвосхищающий его термин «падейя», характеризующий полисную жизнь. Он обозначает и непосредственно воспитание, обучение, и, в более широком смысле, образование, образованность, просвещение, культуру.

Античный человек гордился своей силой и разумом и способностью жить «по природе» и «по установлению». Созерцая природный порядок, он развивал свой разум. Гарантом стабильности для него был именно природный порядок, укоренившееся в сознание представление о божественном порядке вещей.

Средневековая культура – культура христианская; она отрицала языческое отношение к миру, но сохранила основные достижения античной культуры. Политеизму противопоставляется монотеизм, натурализму – духовность, культу удовольствий – аскетический идеал, познание через знание и логику – книжное знание, опирающееся на Библию.

В средневековой культуре прослеживается стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. На умы и души людей Средневековья влияло владеющее ими чувство неуверенности. Античный человек черпал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного космоса и природы. Из созерцания вырастала уверенность, что «из ничего ничего не происходит». В средневековье утверждается принцип «по божественной воле».

Единый и вездесущий Бог создает мир и от мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в Боге. Фатализм является одной из ведущих черт миросозерцания срендневекового индивида. Бог сообщал миру смысловую значимость. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена Бога». Средневековая культура носила символический, зашифрованный характер, природа виделась символом, являлась олицетворением божественного духа.

Культура сознания и самосознания приобрела книжный характер.

Культура предстала перед человеком как необходимость возделывания собственных способностей, от природы неиспорченного и дополненного верой.

В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала культура Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь с античностью. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. Гуманисты придерживались антропоцентристской идеологии, согласно ей человек — центр и высшая цель мироздания. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Гуманисты считали, что возможности человеческого познания беспредельны, т.к. разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как Боги. Особое место уделяется эстетике.

5) Становление теории культуры в эпоху Нового времени

Формируется классическая модель культуры – результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений. Её дополняет Г. Гегель (1770-1831)

Гегель определил сущность культуры как приобщение индивида к мировому целому, включающее и природу и историю. Сделал вывод: все действительное – разумное, все разумное – действительное. Установлены ценности добра, красоты и разума. Гегель показал, что в своих целях человек зависит от природы, а в средствах их достижения господствует над ней.

Культура рассматривается как развитие человеческого разума, сводится к сфере духовного развития общества. Культура отождествлена с формами саморазвития общества и его членов.

6) Культурологические учения 19 века

7) Осмысление понятия культуры в 20 веке

8) Развитие теорий культуры в России.

9) Генезис понятия «культура». Определение понятия.Генезис

1 этап Этимологически слово культура восходит к словам возделывать, обрабатывать.

Цицерон впервые использовал его в переносном смысле примительно к воздействию на человеческий ум.

Был сформулирован тезис – культура ума есть философия.

Культура считалась результатом человеческой деятельности. Эпоха длилась около 1000 лет. создано множество артефактов литература скульптуры музыка.. но авторов мы всех назвать не можем.

2 этап осмысления понятия культура средневековье(религиозная эпоха)

в эпоху средневековья не было работ посвящено культуре.. однако в этот период уделяют внимание близкому по смыслу слово – культ –«почитание»

3 этап – эпоха возрождения

была не религиозной.. не отказываясь от религия говорит что главный это человек. Культура – результат человеческой деятельности. но задается вопрос а не все ли что творит человек является культурой?

Человечество используя свою способность мышления создает великую гуманистическую идею тот же человек создает другую идею – человеконенавистническую(мизантропическую)

4 этап Наступает 18 век и только в нем понятие культура начинает употребляться как самостоятельная лексическая единица.

Работа Гердера «Идеи философии, истории чел-ва»

Нет ничего менее определенного чем слово культура, и нет ничего более обманчивого чем прилагать её к целым векам и народам.

Как мало культурных людей в культурном народе. И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей?

10) Сущность культуры. Культура и деятельность.

Деятеьлность

Целесообразная

Осмысленная

Созидательная

Творческая

Гуманная

Позитивно значимая

Истина

Благо

Прекрасное

Бесцельное

Абсурдное

Разрушительное

Потребительское

Антигусанное

Негативно значимое

Ложь

Зло

Безобразное

Культура

Антикультура

Культура – это качественный признак она захватывает все сферы деятельности. Это то что отличает нас от животного.

Экон

Полит

Экологич

Политическая

11) Аксиологический подход к определению понятия «культура». Культура и антикультура.В основе аксиологического (ценностного) подхода лежит представление о том, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует его развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры. Под культурой следует понимать совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных людьми. В этом подходе происходит сужение сферы культуры.

Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры, но игнорирует иные ее проявления.

12) Механизм культурных процессов.

13) Культура и цивилизация.Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Он действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия.

Впервые термин цивилизация был напечатан в 1793 году.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918 — 1922). Культура уподоблена живому организму. Умирая, культура перерождается в цивилизацию

Между культурой и цивилизацией действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность.

Шпенглер «Закат Европы»

1)Культура тоже самое что цивилизация

2)Культура и цивилизация не взаимосвязаны

3) цивилизация – это часть культуры

Цивилизация – (до цив. – период дикости и период варварства) первые признаки:

государственность , моногамия, письменность, опред. уровень экон. отношений(государственность)

Параметры культуры и антикультуры по Шпенглеру по его работе «закат Европы» с его т.з. культуру творит первое сословие(духовенство, дворянство)

Сво-во культуры:

Способность

Созидание, добро, человечность, приоритет духовной жизни… с т.з. Шпенглера – это и есть культура

14) Культура и гуманизм.

15) Социальные функции культуры.Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей,социальных общностейсоциальных институтов.

16) Основные принципы типологизации и типы культур.Среди основных принципов типологии культуры можно выделить следующие: формационный, цивилизационный, концептуальный, религиозный, регионально-территориальный,, этнонациональный, демографический, культурно-исторический. 

Типы культур:

- материальная, духовная, художественная и физическая культура.\

-Элитарная, массовая, народная

Следующий критерий типологизации становится – по субъекту носителю : это может быть отдельный человек( личная культура), носителем культуры может быть соц. группа(культура общественная)

1)Любая типологизация условная, она делается только для упрощения научного познания.

2) Ошибка в криториальной базе ведет к ошибкам анализа самого явления.

Культура на материальную и духовную делится по производственному признаку.

17) Материальная, духовная и художественная культура.Культура на материальную и духовную делится по производственному признаку.

У человека есть потребности в образовании и в творчестве (все то что обеспечивает духовные потребности это и есть духовная культура)

Между матер. и дух. культурой есть связь. Материальную культуру(животную потребность) человек делает по-своему с творческим, духовным подходом.

Через материальную культуру всегда можно определить уровень духовной культуры человека

Культура на материальную и духовную делится по производственному признаку.

У человека есть потребности в образовании и в творчестве (все то что обеспечивает духовные потребности это и есть духовная культура)

Между матер. и дух. культурой есть связь. Материальную культуру(животную потребность) человек делает по-своему с творческим, духовным подходом.

Через материальную культуру всегда можно определить уровень духовной культуры человека.

Действительность – то что имеет место быть

Возможность – то что может быть, но может и не случиться(зависит от условий).

Высокий уровень материальной культуры дает возможность создания высокой духовной культуры.

И наоборот высокий уровень духовной культуры создает возможность повышения культуры материальной.

признаки:

1)Образование можно получать прослушав лекцию.

Матер культура это только вещь

2) Материальная культура изживает себя во времени (устаревает), духовная- остается на века (носит накопительный характер).

3) у матер культуры есть предел насыщения

по потребностям культуру можно поделить на массовую и элетарную.

18) Предельные характеристики культуры.Культура, во-первых, может быть охарактеризована как «кентавр-система», т. е. сложное «естественно-искусственное» образование. Она, с одной стороны, органическое целое, напоминающее живой организм, с другой — представляет собой деятельность людей, сообществ

   Вторая характеристика культуры задается противопоставлением двух основных ее подсистем: «нормативно-семиотический» (ее условно можно назвать «семиотическим космосом культуры») и «материально-денотативной» («природный космос культуры»).    

    Третья характеристика культуры может быть названа организмической. В культуре разнообразные структуры и процессы не просто сосуществуют; они замкнуты друг на друге, являются условиями одни для других, при этом поддерживают или разрушают друг друга. Культура представляет собой, если можно применить здесь физическую аналогию, равновесную устойчивую систему

    Четвертая характеристика принадлежит сфере социально-психологической. Культура и человек в некотором роде одно целое: культура живет в людях, их творчестве, активности, переживаниях; люди, в свою очередь, живут в культуре.

19) Культурно-исторические феномены: онтологический подход.Подход, который рассматривает бытие, всегда предлагает типологизацию, чтобы лучше понять все явления их надо разбить на типы.

1)Любая типологизация условная, она делается только для упрощения научного познания.

2) Ошибка в криториальной базе ведет к ошибкам анализа самого явления.

Культура – универсальна. Там где есть человек есть деятельность. Культура являет себя через каждого конкретного человека.

Сущность одна универсальная, а явлений много и они локальны.

В каждой культурно истор эпохе была несколько феноменальных культур.

Феномен – это явление через которое познается сущность.

Культура древней Греции и Древнего Рима – феноменальные культуры.

Онтологический подход . средневековая – Рим(италия), Испания, Византия.

Эпоха Возраждения – Италия

Новое время просвещения : Германия Англия и Франция.

Всякая культура не являясь феноменальной является уникальной и единичной!

В процессе глобализации ожидается утрата уникальных культур. Утрата своего этнического языка приведет к утрате своеобразного этой культуре мышления.

20) Познание, язык, культура.

21) Роль культуры в процессе антропосоциогенеза. Социализация и инкультурация.

1ое Рождение

Биологическое

Индивид

2-ое рождение

социализация

Идентификация (уподобление)

Индивидуализация

Индивидуум

Индивидуальность

Формирование личности(персонификация)

Личность

Конформист

чел-соц. среда

чел-соц. среда

чел-соц. среда

Объект

Субъект-Субъектное отношение

Субъект->Объект

22) Архаическая культура.23) Миф как культурный феномен.

24) Синонимичность и антонимичность культуры и религии.25) Становление мировых религий и культура.26) Культура Востока (Шумер, Египет, Ближний Восток, Индия, Китай).27) Культура Древней Греции и Рима.28) Средневековый идеал христианской цивилизации.29) Гуманистический идеал эпохи Возрождения.30) Культура нового времени.31) Система ценностей эпохи Просвещения.

32) Культура XIX века.33) Культура XX века.34) Становление и развитие русской культуры.35) «Массовая культура» как феномен современного общества.36) Определение понятия «искусство». Функции искусства.Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил художественное наследие человечества.

Почему первобытный человек находясь на гране выживания создавал наскальные рисунки и первобытные скульптуры.

Под искусством понимают отражение действительности(Аристотель –« это подражание действительности»).

1ая функция искусства – созидательная.

2-ая – познавательная.

3я – воспитательная ф-я.

4ая — коммуникативная.

5-ая прогностическая.

6-ая гедонизтическая (ф-я наслаждения)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст