Зачем нашим ученикам необходимо учить математику

Статья в методический журнал

Мельникова Н.В.

(МОУ «СОШ №4 г.Вольска Саратовской области»)

Жизнь украшается двумя вещами:

занятием математикой и ее преподаванием.

С. Пуассон

Зачем нашим ученикам необходимо учить математику?

Программу по математике нельзя назвать легкой и развлекательной.

Она дает серьезные и разносторонние знания. Каждый учитель стремится к тому, чтобы эти знания были глубоко и прочно усвоены учениками.

Поиск эффективных методов и приемов обучения привел меня к методическим идеям программы курса математики «Школа 2000…» (авторы Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон), которая стала для меня настоящим открытием.

Мне очень близки принципы авторов программы: каждый должен учиться в меру своих способностей, чувствуя свое продвижение вперед; нормальное состояние ребенка – желание учиться. Когда работаешь по программе, с автором которой ты согласен, смотришь с ним в одном направлении, то и для тебя — работа в радость, испытываешь огромное удовольствие от работы.

Традиционное обучение, я уверена, не может до конца раскрывать творческий потенциал личности, потому что его методы обучения – за счет памяти и «натаскивания» — идут в ущерб развитию мышления. «Я тебя научу – ты только слушай, я все знаю и делаю правильно – ты повторяй за мной…». Такие подходы к обучению в школе взращивают у ребят целый букет пороков: лень, халатность, нежелание учиться.

Современной школе необходимы развивающие методы, инновационные технологии, которые покончат с пассивной практикой передачи знаний. Ребенку нравится быть первооткрывателем, поэтому важно научить его мыслить самостоятельно.

А зачем нашим ученикам необходимо учить математику?

Наверное, ни одна мама на свете не ответит на этот вопрос словами: «Хочу, чтобы мой ребенок умел складывать дроби». Действительно, большинству наших учеников вне стен школы вряд ли когда-нибудь придется выполнять действия с дробями, вычислять значения синусов и косинусов, брать производные логарифмической функции.

Какова же цель учителя, входящего в класс? Что нужно современному молодому человеку, чтобы не потеряться в этом огромном, сложном, вечно меняющемся мире, чтобы найти себя?

Знания? Да, но не только. Информационный взрыв, происшедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации человека в жизни. Сегодня приоритет развития «способностей к самоопределению личности, создания условий для ее самореализации» должен стать нормой деятельности каждого учителя.

Как учить? Чему учить? Во имя чего учить? Как включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность?

Найти ответы на эти вопросы мне помогает технология деятельностного метода, которую разработали авторы программы «Школа 2000…».

Не получать знания от учителя в готовом виде, а самостоятельно «открывать» новые свойства и формулы, самим искать ответ, выдвигать различные гипотезы, проверять их, доказывать, смело включаться в решение поставленной проблемы – вот чему я хочу научить своих учеников. Я пытаюсь научить их думать.

Еще Лев Толстой заметил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…»

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому на своих уроках большое значение я придаю развитию фантазии, воображения, инициативности, креативных способностей учащихся.

Я пытаюсь привить школьникам вкус к интеллектуальному труду, научить их смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать, свободно высказывать свои мысли. И результат налицо: дети становятся более самостоятельными, работоспособными, у них развивается познавательный интерес, они активно включаются в работу, задают вопросы, выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения.

Стараясь научить детей мыслить, творчески распоряжаться своими знаниями, пытаюсь добиться того, чтобы те теоремы и задачи, которые даются на уроке, способствовали раскрытию личности ребенка.