Зачем человеку нужно учиться текст

Презентация урока по общественной этике для 4 – 5 класса

Кузьмин Виктор Юльевич

Слайд 1

Тема урока: «Зачем человеку нужно учиться»?

Слайд№2

«Сходство и различия между человеком и животными»

Ребята , как вы думаете, чем человек отличается от животных? Выслушиваем мнения и ответы учащихся, систематизируем отдельные ответы в схему

Общее

1. череп, челюсти, зубы;2. кожа;3. нервы и органы чувств;4.мозг;5. легкие, кровообращение, почки;6. размножение и эмбриональное развитие.

Различия

1. речь, членораздельная2. мышление, сложноорганизованный мозг3. творческая активность4. трудовая деятельность5. самопознание6. прямохождение

Слайд №3

«Мы так похожи»

На каких животных похож человек (или какие животные похожи на человека)?

Обезьяны, медведь на двух ногах, по характеру: лев-смелый, заяц – трус, лиса – хитрая, шакал – подлый трусливый , орел – гордый , лебединая верность, мышиная возня. Осел — упрямый

Дети перечисляют либо внешние признаки сходства, либо характера.

Слайд №4

«Человек разумен»!!!

Главное отличие: человек разумен!!! Он отвечает за свои поступки , как за хорошие, так и за плохие. Умеет мечтать , фантазировать, заглядывать в будущее. Он умнее животного, в этом его главное преимущество.

Слайд №5

«По образу и подобию»

Стоит упомянуть о божественной гипотезе сотворения человека: Адама и Евы из ребра Адама по образу и подобию Господа. Главное отличие — душа (только у человека) человек живет по правилам – заповедям. Основные заповеди: Не убий, не укради, почитай отца и мать и тд. не акцентируя, не задерживаясь. (дети вспоминают основные заповеди сами)

Слайд №6

«Человек покоряет природу»

Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек меняет ее под себя : строит дома, шьет одежду, пользуется огнем, предметами труда палка-копалка, лук стрелы, копья, приручает животных, выращивает сельскохозяйственные продукты и тд.

Слайд №7

«Животные умеют строить»

Правда многие животные тоже строят дома-норы, гнезда, есть рыбки, они делают гнезда из пузырьков воздуха и слюны; а некоторые животные возводят целые города (дети вспоминают муравейник — муравьи,соты в улье — пчелы, термитники – термиты) инстинкт движет ими, человеком разум. Муравейники одинаковые, пчелиные соты одинаковые, термитники всегда одной формы, гнезда птиц у каждого вида одинаковые), человек строит дома разные (архитектура)

Что позволяет человеку покорять природу, выживать в условиях, когда другие живые существа погибают от холода, жары, отсутствия кислорода(космос и космонавты) летать по воздуху, плавать по воде, передвигаться под водой, под землей, отправлять мгновенные сообщения людям , которые находятся на другой стороне земного шара – Знания!!! Знания накопленные цивилизацией за столетия?, тысячелетия? Ее существования. Откуда взялись знания? Ответ неоднозначный. Из опыта предков, который передавался из поколение в поколение потомкам. Как охотиться на зверей, как ловить рыбу, как отличать ядовитые растения, грибы, животных от съедобных, какими травами лечить те , или иные болезни и раны. Как выращивать здоровых детей, как добывать огонь, как делать инструменты для работы, оружие для охоты и войны, как выживать в природе, как строить дома, как избегать ошибок , совершенных ранее другими поколениями и многое, многое другое. Учитель начинает приводить примеры – дети продолжают: 6=8 примеров и достаточно для понимания. А как этот опыт передавался раньше и передается в наше время? От человека опытного, носителя знания к ученику, который хочет получить знание.

Скрижали с заповедями , веды, инопланетный разум???

Слайд №8

«Вингардиум Левиоса»

Представьте себе, что я волшебник(ца) и могу вас научить заклинанию полета. Выучил заклинание, правильно прочитал без ошибок и полетел как птица, а если слова перепутал, или запнулся то улетел на Луну, или превратился в (пауза – дети придумывают что нибудь смешное) Захотелось бы вам выучить такое заклинание? А потом другое, чтобы стать невидимкой…

Я таких заклинаний к сожалению не знаю, зато я знаю, что люди накопили знания не волшебные, а научные, полезные, и с помощью этих знаний наука позволяет людям творить чудеса чудеснее колдовства и магии . Сказочным чародеям даже и не снились такие чудеса науки и техники (дети приводят примеры), люди приручили силы природы. Используют силу ветра, воды, приливов и отливов, энергию атома и многое другое, придумали чудесные лекарства, которые буквально возвращают людей с того света, продолжительность жизни резко увеличилась, врачи научились побеждать такие болезни, как чума, холера, оспа, от которых в древности вымирали целые города и страны.

Слайд №9

«Чему учат в школе»?

Скажите ребята, чтобы уметь пользоваться достижениями современной науки и техники, чтобы быть здоровыми, ловкими, сильными, чтобы ценить произведения искусства, понимать живопись, музыку, быть интересным собеседником, верным другом Настоящим человеком, что должен делать маленький человечек – ребенок? (Дети хором УЧИТЬСЯ!!!)

Правильно! УЧИТЬСЯ! Учиться быть умным, учиться быть здоровым, учиться быть человеком. А сейчас вы хорошенько подумаете и скажете каким нужным знаниям вас учат или скоро будут учить в школе. Рисую круг

Знания для мозга: математика, русский язык, английский язык, география, биология, физика, химия, окружающий мир, история,

Знания для души: религия, музыка, изобразительное искусство, танцы, пение, умение собирать букеты(Икебана вопрос детям) мода, архитектура, дизайн, кулинария и тд.

Литература,

Знания для тела занятия в школе физкультурой, подвижные перемены, физкультминутки, физический труд на приусадебном участке, танцы, ритмика, строевая подготовка, занятия в различных спортивных секциях, прогулки, катание на велосипедах, роликах, самокатах, походы, подвижные игры во дворе.(учитель приводит пример дети продолжают.

Если ребенок(человек) получает с детства все эти знания в достаточном количестве, то его образование и воспитание считается гармоничным и правильным и из него вырастет умный, добрый, справедливый, честный, верный, смелый, ответственный, порядочный, сильный, выносливый, ловкий, гибкий, прекрасно гармонично развитый человек.(дети перечисляют качества)

Если только пользоваться чужими знаниями и не развиваться, наступит застой, понятия прогресс, регресс. Значить, чтобы человечество продолжало идти по пути прогресса, люди, молодежь должны учиться лучше взрослых, потому, что открытий сделано уже много до них, и новые открытия требуют более глубоких и серьезных знаний и в математике, и в физике, и в химии. Нужно изобретать двигатели, которые помогут человечеству выйти в космос и освоить чужие планеты, топливо: нефть и запасы угля скоро кончатся, пищи скоро будет не хватать — людей на планете больше с каждым годом и тд.

Слайд №10

«Маугли –человек или волк»?

Скажите пожалуйста: Маугли – человек? Да!, Нет! Мнения детей должны разделиться. Кто учил Маугли (по мультфильму), чему учили Маугли его учителя Балу, Багира, Каа. Получил ли он в достаточном объеме необходимые знания, что бы считаться человеком? Сможет ли он научиться говорить, почему он встал на две ноги (настоящие «Маугли» , которых воспитывали животные : собаки, волки так и не смогли научиться человеческой речи, и передвигались по собачьи на четырех ногах, вели себя с людьми как дикие животные, никак не проявляя свое человеческое Я.

Слайд №11

«Люди от одиночества сходят с ума»

Человек оторванный от себе подобных (Робинзон Крузо) забывает человеческую речь и превращается в дикаря. В тюрьме самое страшное наказание одиночная камера, Граф Монте Кристо провел в одиночке 18 лет, но он общался с соседом, который вырыл подземный ход в его камеру поэтому сохранил разум, и кроме того получил замечательные знания от мудрого старика.

Слайд №12

«Пословицы от Профессора Дамбладора»

На предыдущем уроке дать домашнее задание: выписать пословицы, поговорки, афоризмы, мудрые мысли о пользе и вреде учения. класс разделить на две группы первая выписывает «польза учения», вторая –« вред и негатив учения». Про ценность учения и знания сложено очень много пословиц и поговорок. Дети приводят примеры про учение и знания, учитель дополняет, и не только русские, но и иностранные пословицы и поговорки.

Слайд №13

«Пословицы от Дуремара»

Если учиться так важно и нужно, но есть в каждом классе люди, которые учатся без желания, а если быть до конца честными – плохо учатся.

Такие люди и поговорки специальные придумали чтобы оправдать свою лень и нежелание учиться. Кто из вас вспомнит такие пословицы и поговорки?

Век живи – век учись, все равно дураком помрешь.

Меньше знаешь – крепче спишь

Учение мучение

Дурака ничему не научишь, умного учить не надо.

Не хочу учиться , а хочу жениться

Молодому учиться рано, старому поздно.

Без палки нет ученья.

Слайд №14

«Ура!!!» «Тройка»!!!

Давайте сейчас каждый из нас задаст сам себе вопрос: а как я учусь и ответит честно : на пятерочку, четверочку, троечку , двоечку… . Учитель вызывает на откровенность детей с разным уровнем мотивации на учебу. Ответы хорошо, отлично, на четыре, на пять, НА ТРОЕЧКУ!!

Слайд №15

«Можно колесо к машине прикрутить на троечку»?

Вопрос учителя Тройка хорошо или плохо, что хуже три или два, три или четыре, а какая разница. И главный вопрос «Можно ли прикрутить колесо к машине на тройку? Что будет через некоторое время с колесом, с машиной, с водителем и пассажирами машины.

Слайд №16

«Это работа троечников»

Так какая отметка хуже три или два, вот и не правильно. Если два, то сразу понятно, я в машину на трех колесах садиться не собираюсь, может кто нибудь хочет прокатиться без левого переднего колеса. А с двоечными тормозами? А тухлую двоечную еду никто не хочет попробовать? Что сделано – на двойку видно сразу. Плохая, двоечная работа сразу бросается в глаза: дом без крыши, ямы на дороге… Ну- ка вспомните примеры плохой работы на двойку! С двойкой все ясно – гони ее как только увидел, а вот тройка притворилась хорошей отметкой и живет среди нас припеваючи. Мастер сделал дело вроде бы хорошо, не на двойку, а недостатки вылезут потом и приведут к победе зла. Колесо на тройку — результат (хором)Авария, Врач-троечник плохо вылечит НА ТРОЙКУ — результат? Болезнь переходит в более тяжелую форму или даже смерть. Повар накормит на ТРОЙКУ результат? Отравление. дети приводят примеры выполнения работы на тройку.

Слайд №17

«Учиться можно только на пятерку»

А как должно быть на пятерку? Примеры работы на пятерку. Негатив от плохой работы, позитив от хорошей. Провокация!!!Вопрос о четверке: Хорошо или плохо дети самостоятельно.

Вывод один: учиться можно только на пятерку!

Все остальные отметки – плохие.

Итак: вопрос детям, что делает человека человеком? Человека делает человеком весь накопленный человечеством опыт в различных сферах деятельности, человек должен гармонично развивать ум, тело и душу что бы отличаться от животных из накопленных и пройденных знаний человек должен извлекать практическую пользу, расширять и углублять имеющиеся знания, тщательно беречь для потомков весь опыт цивилизации за всю ее историю. Учиться плохо невыгодно, потом пропущенные знания обернутся бедой. Жизнь людей эрудированных, развитых гармонично и имеющих широкий кругозор намного интересней жизни недоучек, пусть даже и богатых.

И в заключении подумайте каких знаний не хватает лично вам , кем вам очень хочется стать, поговорите с родителями, запишитесь в разные кружки, секции, музыкальные школы, в танцевальные группы, сделайте себя настоящими людьми, чтобы ваши будущие дети гордились вами.

Домашнее задание придумать свою пословицу, поговорку про учение и знания, или придумать новый школьный предмет, и объяснить какая от него будет польза)

Урок окончен.