Доклады

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 4

Педагогический совет

Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока: проблемы, поиск, результаты.

Доклады на методы обучения школьников

Учитель – Фролова Л.А.

2013-2014 учебный год.

Слайд 1. Заставка

Слайд 2.

Сегодняшняя тема педсовета, является, на мой взгляд, весьма актуальной для любой школы, и нашей в том числе. В последнее время в научном мире произошел всплеск внимания к этой проблеме. Появились многочисленные публикации.

Слайд 3.

Я напомню, что впервые о роли учебника как средства обучения сказал великий педагог прошлого Ян Амос Каменский ещё в XVII веке и с тех пор дидактика ищет пути эффективного его использования.

Слайд 4.

Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Слайд 5.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

Слайд 6.

К основным средствам обучения относятся:

школьный учебник;

учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари);

наглядные пособия различных типов.

Слайд 7.

Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы, слайды, трафареты и т. д.

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, тетради и т. д. Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, а также если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач. Но базой учебного процесса основным средством обучения был и остаётся, конечно учебник.

Слайд 8.

Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Слайд 9.

Основными функциями учебника являются следующие: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде

определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Формирование различных умений.

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: Слайд 10.

теоретические сведения;

аппарат организации работы (вопросы, задания);

иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).

Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Тексты делятся на основные и дополнительные.

В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п.

Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. л.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о

содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов.

Слайд 11.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя.

Слайд 12.

Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.

Для учителя — это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, — можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.

Слайд 13.

Реализация индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках.

Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для

ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса).

При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведет к нежелательным результатам при формировании умений.

При выполнении заданий, направленных на формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и проверки.

Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность.

Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу программы сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками).

Учащимся, не справляющимся с большим количеством разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала па другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной 1 руине фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков.

Система повторения пройденного в учебниках.

Регулярность повторения — необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных

школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.

Справочные материалы учебников.

В действующих учебниках решается еще одна важная методическая задача — обучение школьника умению самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по предметам.

Слайд 14- 15.

Памятки

Слайд 16.

Организация работы

Слайд 17.

Приёмы самостоятельной работы

Слайд 18.

Памятка

Слайд 19.

Игровые формы работы

Слайд 20.

Слайд 21.

Методический аппарат учебников.

В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи.

Основными компонентами этой системы являются следующие:

Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала.

Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.

Слайд 22.

2.Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом.

Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т. п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала,

которая должна быть осознана школьниками более глубоко, правилам, определениям (характеристикам), предназначенным для заучивания.

Слайд 23.

3.Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.).

Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения — обучение школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель обязан включить данный этап в структуру урока.

Слайд 24.

4.Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков.

Задача учителя — осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.

Слайд 25.

5.Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала.

Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.

Слайд 26.

6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала.Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют

интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.

Слайд 27.

7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения.

Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.

Слайд 28.

Основными признаками хорошего учебника являются:

доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер

практических навыков и умений;

удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;

интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;

связь учебного материала с жизнью и бытом людей;

хорошее оформление;

соответствие учебника школьной программе.Многие учебники отличаются этими качествами.

Формирование учебных навыков при работе с учебником

При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.

Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.

Особое место при работе с учебником занимают

Слайд 29.

общеучебные умения учащихся:

Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.).

Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.)

Выполнение задания (сюда же входит проверка).

Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).

Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).

Работа со словарем.

Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).

Слайд 30.

Эффективные приемы и формы работы с учебником.

Слайд 31.

Тезисы

Слайд 32.

Учебник — это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.

Рекомендации

Считать основной задачей: на каждом уроке обязательно использовать работу с учебником.

Применять разнообразные приемы и формы работы с учебником.

Каждому учителю составить свою памятку по работе с учебником на уроке по предмету; ознакомить с ней учащихся.

Активнее использовать возможности учебника для развития познавательной активности учащихся. С этой целью больше использовать упражнений продуктивного характера, поисковые задания.

Активнее использовать возможности учебника для индивидуального обучения.

Использовать учебник для интенсификации учебного процесса. С этой целью активизировать внимание учащихся на рисунках, схемах, таблицах, условных обозначениях, данных в учебнике.

Использовать учебник для формирования общепредметных умений.

Приложение 1.

Памятка учителю о работе с учебником

1. Ознакомьтесь с примерной программой и с УМК (учебно-методическим комплектом) к определенному классу и его главной составляющей – учебником (его содержанием и структурой).

2. Используйте различные формы и приемы работы с учебником при обучении.

3. Используя материал учебника, научите учащихся работе с текстом (делить его на части, составлять план, ставить вопросы, искать ключевые слова и т. д.).

4. Побуждайте ученика к самостоятельному приобретению знаний, научите его использовать сноски, комментарии, словарь.

5. Дифференцируйте задания, учитывая разный уровень подготовки учащихся, с целью подбора доступных для слабых учащихся, поскольку ощущение собственного успеха вызывает желание учиться.

Приложение 2.

Эффективные приемы и формы работы с учебником

Самостоятельное ознакомление учащихся с правилом.

Поиск в учебнике ответов на вопросы учителя.

Пользование справочным материалом учебника.

Самостоятельная работа учащихся.

Работа с чертежами, схемами, таблицами.

Чтение текста.

Нахождение в тексте ответа на вопрос.

Составление плана.

Сочинение по рисунку.

Чтение по ролям.

Нахождение отрывка к рисунку.

Чтение сносок.

Нахождение слов на заданное правило.

Приложение 3.

Памятка ученику для работы с учебником.

Знакомься с содержанием учебника, условными обозначениями, структурой: темами, блоками, оглавлением, есть ли словарь.

Используй сноски и комментарий при чтении текста.

Следуй рекомендациям, данным авторами учебника в специальных памятках.

Умей пользоваться опорами при пересказе текста.

Картинки, таблицы и схемы подскажут и помогут тебе составить диалог или рассказ.