Доклад Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования в условиях

Доклад

«Здоровьесберегающие технологии в системе

дополнительного образования»

(в условиях школы надомного обучения)

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» здоровье школьников определено одним из ключевых направлений развития общего образования.

Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует решений, обеспечивающих создание условий для двигательной активности школьников и формирование культуры здорового образа жизни.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условий жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в образовательном учреждении, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни у учащихся; осознать ответственность за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников).

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставятся такие задачи, как

- формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни и вариативному использованию правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Без сомнения, успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Если традиционная форма обучения ставит перед собой цель информативную, т. е. дать ребёнку как можно больше информации, то здоровьесберегающая педагогика считает, что учеников необходимо не научать, а развивать.

Конечным результатом своей деятельности традиционная школа видит изменение поведения учащихся, а здоровьесберегающая – компетентность действовать в интересах, прежде всего своего здоровья и здоровья общества.

Создание здоровьесберегающей среды на занятии

Учить и обучать, не теряя здоровье, возможно. Для этого необходимо осуществить переход от стрессогенных (традиционных) форм обучения к здоровьесохраняющим.

Сегодня современное занятие – это занятие, на котором педагог реализует не только воспитательные, развивающие и обучающие цели, но и валеологические.

Педагог должен строить работу так, чтобы на занятиях создавать условия для сохранения здоровья обучающихся.

Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания

здоровьесберегающей среды на занятиях творческого объединения «Художественное гильоширование» и студии семейного творчества «Волшебный мир».

Прежде всего, это медико-физиологической направление, которое предусматривает контроль за состоянием здоровья обучаемого.

При первичном знакомстве родителями даётся общая оценка состояния здоровья ребенка, решается вопрос об индивидуальных занятиях, а допуск к занятиям дает врач школы в соответствии с медицинскими показаниями каждого обучаемого. Например, не рекомендуется заниматься гильошированием людям, страдающим аллергическими заболеваниями и астмой.

Формы обучения и объем учебной нагрузки определяются на основании Устава образовательного учреждения в соответствии с медицинскими показаниями и состоянием здоровья обучаемого.

Занятия могут быть групповыми (до 8 человек) и индивидуальными, но обязательно учитывающими особенности состояния здоровья, эмоциональный настрой обучаемого, особенности развития и психологического состояния ребенка, основанные на заключении медицинских специалистов и педагога-психолога.

10% информации мы запоминаем из того, что слышим; 50 % — из того, что видим; 90 % — из того, что делаем сами. Основная работа в моих творческих объединениях — практическая. Установлено, что тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Поэтому, профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата предусматривает в качестве профилактических мер комплекс физкультминуток общего воздействия, комплектующийся из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Это упражнения для снятия утомления с мышц туловища и мелких мышц кисти, для улучшения мозгового кровообращения.

С целью повышения двигательной активности предусмотрены 15-минутные перерывы для отдыха обучающихся и проветривания помещения. В течение занятия обучающиеся имеют возможность свободно передвигаться по кабинету для решения определенных практических задач, например, если необходимо подобрать ткань, прогладить ее и т.д.

Профилактика нарушения зрения осуществляется за счёт соблюдения гигиенических нормативов, физкультминуток на занятиях – это самые простые доступные упражнения для глазодвигательных мышц и упражнения, снимающие утомление глаз. Дидактический материал, схемы и рисунки я оформляю в разных цветах. И, конечно, обращаю внимание обучающихся на цветовую гамму их изделий, правила подбора цвета и его насыщенности.

Учебно-воспитательный процесс организован в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребёнка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья. Естественно, что здесь необходимы логическая организация речи педагога (последовательность, непротиворечивость, обоснованность, доступность изложения, диалог с учащимися…), а для ребят не лишними будут упражнение для мобилизации внимания.

Кроме того, я обратила внимание на тот факт, что дети иногда хотят петь во время занятия. И это разрешается. Мы слушаем и сольное исполнение и групповые.

Иногда во время практической части занятия я использую музыкальные вставки, как правило, это инструментальная обработка классических произведений. А если учесть, что музыка не только расслабляет и успокаивает (Чайковский), дарит чувство покоя, возвышает (Бах), но и стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживает вдохновение (Бетховен), то ее использование вполне оправдано на занятиях творческих объединений.

Необходимо формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с обучаемыми должно употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех.

Главная заповедь педагога – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит”. Именно об этом говорится в статье “Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми” (приложение к газете “Первое сентября” № 15 – 2005 год)

На занятиях также серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда.

При проведении теоретических занятий соблюдается режим труда и отдыха, согласно положениям «Сборника нормативных документов по охране труда», М,2000г.

При проведении практических работ обучающиеся пользуются разрешенным оборудованием: электровыжигатели, электроутюги, портновские булавки, ножницы.

Перед выполнением практических работ проводится инструктаж о порядке выполнения работы и технике безопасности при работе с различными инструментами. Учащимся, нарушающим установленные правила, делается замечание и повторно проводится инструктаж по ТБ.

Это правила техники безопасности при работе с выжигательным аппаратом, с электроутюгом, с колющими и режущими предметами.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Заключение

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это нужно осознавать.

Именно поэтому с раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.