Доклад Типология учебных проектов

Типология проектов в учебной деятельности

» Типология
учебных проектов»

Доклад

на теоретическом семинаре к педсовету

«Проектно-исследовательский метод

в образовательном процессе

в условиях ФГОС ОО»

Учитель немецкого языка

Супонина А.А.

2011 – 2012 уч.год

Слайд 1

Тема моего выступления «Типология учебных проектов». Цели моего доклада:

-рассказать о типах учебных проектов по характеру доминирующей деятельности учащихся;

-обозначить цели названных типов учебных проектов;

-определить проектный продукт;

-указать формируемую компетентность.

Слайд 2

Эпиграфом к выступлению я выбрала следующие слова:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,вовлеки меня – и я научусь».

Есть ли такое эффективное педагогическое средство, которое позволило бы вовлечь уч-ся в процесс обучения и развития? Безусловно, таким средством является метод проектов.

В последние годы в педагогике мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов XX столетия методу проектов. Мы все понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни.

Слайд 3

Какие требования предъявляет общество к современному человеку?

Умение работать в команде.

Умение самостоятельно добывать, обрабатывать информацию оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники.

Умение выполнять исследовательскую работу.

Гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях.

Развитые коммуникационные навыки.

Слайд 4

Проект – это 6 «П»:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Слайд 5

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки. По характеру доминирующей деятельности учащихся выделяют следующие типы проектов: информационный, исследовательский, практико-ориентированный, творческий и игровой или ролевой.

Слайд 6

В каком случае учитель может использовать в работе с учащимися информационный проект? Если учитель хочет развить у ребёнка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдёт этот тип проекта. Целью информационного проекта является сбор, оформление и представление информации. В проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.

Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Слайд 7

Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры, так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Слайд 8

Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся: умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т. д. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект. Учитель может заказать своим ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т. д. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность. Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т. д.

Слайд 9

Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией, поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.

Слайд10

Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, нужно не просто искать информацию или создавать произведение искусства, необходимо будет организовывать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех.

Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести

или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.

Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта. При работе над проектным продуктом автор должен постоянно помнить, что он создаёт этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект.

Например, продуктом проекта, посвященного проблеме взаимоотношения между подростками и их родителями, «Давайте жить дружно: как решать проблемы с родителями».

Слайд11

Какова роль учителя в проектной деятельности?

Какие роли предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом?

Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Слайд12

Что думают о проектной деятельности ученики?

На вопрос «чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники дают следующие ответы:

«распределять правильно время»;

«анализировать собственные действия»;

«презентовать результаты своего труда»;

«доделывать всё до конца»;

«рассматривать тему с разных точек зрения»;

«достигать поставленной цели».

Слайд13

…Итак, понятие «проект» снова введено в российскую педагогику. И ещё не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Основная школа в будущем – это школа проектов.

Школа будущего — школа проектов?

Понятие «проект» вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект?

Проект — это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование — это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета «Технология», а может стать и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности(например, дизайн и РР) основаны на проектировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов. Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природы проекта и урока — принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.

Проект — это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, — далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое — ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.