Доклад Текстовые иллюстрации как средство формирования способностейк осмыслению и усвое

Текстовая иллюстрация как средство формирования способностей к осмыслению и усвоению текста художественного произведения учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Значение картины как учебного пособия огромно. Картина помогает учителю развивать наблюдательность детей – одно из самых важных качеств человека. Картина имеет громадное значение для развития и уточнения имеющихся у детей представлений и понятий, а также для обогащения новыми представлениями и понятиями. Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что картина является могучим средством к «развязыванию» языка детей, и при умелом её использовании она не только не заменяет изучения подлинного мира, а, наоборот, очень помогает глубокому и широкому осознанию этого «стозвучного и стоцветного мира».

Картины и иллюстрации, применяемые на уроках дают возможность углубить представления и понятия детей на основе прочитанного рассказа с тем, что изображено на картинках по той же теме. Полученные таким образом представления и понятия помогут учащимся точнее сформулировать ту или иную мысль и подвести их к более широким обобщениям. Постоянное приобщение учащихся к чтению произведений с опорой на иллюстрацию развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает их более восприимчивыми к окружающей действительности.

В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: 1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ, т.е. учащиеся получают информацию об окружающем мире. Работая над текстом Л. Жарикова «Снега, поднимитесь метелью» (5кл.), описываем картину К. Памфилова «Подвиг панфиловцев». Разбирая текст Е. Барониной «Рассказы про зверей»(6кл.), использую набор картин «Дикие животные. Такие иллюстрации помогают одним уч — ся зрительно закрепить возникший при чтении образ, другим – оформить не совсем ясные представления. Они дают наглядное и точное ( в передаче бытовых, географических, исторических или иных примет) изображение к тексту.

2.Функция НАГЛЯДНОСТИ. Иллюстрации художника Е. Машкова, А. Баженова к рассказу К.Г. Паустовского «Стальное колечко»(6кл.), А. Лаптева, В. Серова, Е. Рачёва к басням И.А. Крылова(5кл.) доставляют радость «узнавания» уч – ся того, о чём они прочитали.

3.Функция ХУДОЖЕСТВЕННАЯ. Это работа с удачно воссозданными художниками картин природы. Здесь идёт большая работа над развитием речи. Дети учатся находить строки, в которых автор выразил своё настроение, Сумел ли художник передать его, совпадает ли оно с их настроением, с их чувствами.

4. ИДЕЙНО – ВОСПИТАТЕЛЬСКАЯ функция. Все функции тесно переплетаются. Такое внимание ко всем сторонам иллюстрации помогает не только осмыслить прочитанное, но и почувствовать его, не остаться безучастным.

Когда и как работать с иллюстрацией? Возможно привлечение иллюстраций в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе произведения, а также на заключительных занятиях.

Обычно в урок по теме «Пословицы» включаю рассматривание иллюстраций. Задаю вопросы:

- Что изображено на рисунке? акую главную мысль выразил художник? - Подберите подходящую пословицу к рисунку. (На партах лежат карточки с пословицами на разные темы). Дети находят их и читают.

Интересно проходит работа над загадками. Например, говорю: «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала». Дети отгадывают: «Туча». Продолжаю. – В чём сходство тучи с орлицей?(Движется. По форме может походить.) — Какая это туча?(Большая.) — Какими словами это подтверждено?(Крылья распластала, солнышко застлала). – Как понять «распластала крылья»? «солнышко застлала»? — Какую картину вы себе представляете?(Голубое небо. По нему плывёт большая туча. Она закрыла солнце.)

Такие творческие задания развивают способности и помогают детям связать прочитанное о предмете или явлении с их восприятием действительности и его отражением в рисунке. Сопоставляя иллюстрацию с текстом, вникая в её содержание, ученики не только, но и глубже осмысливают прочитанное и эмоционально сопереживают.

Знакомство со стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает»(5 кл.) начинаю с работы над иллюстрацией к стихотворению художника Н. Устинова. На доске написаны слова: стоят, покрыто, мёрзнут, прижались, ждут. Говорю. – Прочитайте записанные на доске слова. – К какой части речи они относятся? — Опишите эту картину, используя данные слова.(Стоят зимние морозные дни. Всё покрыто глубоким снегом. Холодно воробышкам. Они мёрзнут, прижались у окна. Ждут тепла.)

Дальше читаю стихотворение и даю задание: «Подумайте, подходит ли к нему эта иллюстрация. Почему?» После работы над текстом предлагаю ребятам подписать иллюстрацию словами стихотворения. Они точно находят строки. А дальше идёт устное рисование.

Именно иллюстрация помогает ученику моделировать фрагмент действительности, описанный в тексте. Интересной становится проверка собственной версии сюжета.

Перед чтением рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»(6кл.) показываю сюжетные иллюстрации к рассказу, предлагаю составить рассказ. Учащиеся коллективно составляют его (Мальчик принёс кролика к ветеринару полечить, но он его выгнал. Бабушка ему посоветовала пойти к другому врачу. Мальчик побежал домой. Вместе с дедушкой они понесли его к другому доктору. Тот его вылечил.) Спрашиваю: «А почему ветеринар не стал лечить кролика?» И продолжаю, что об этом узнаем из рассказа Паустовского.

- Как называется он? — Так кто в рассказе главный герой? После чтения и разбора содержания текста каждой главы составляем описание иллюстрации от первого лица, используя слова текста. Вот примерное описание 4 – й иллюстрации.(Зайцу стало совсем плохо. Дед решил нести его в город к доктору. Я нёс зайца. Дед брёл рядом. Заяц притих и судорожно вздыхал.) Предложенный вариант рассматривания иллюстраций помогает полнее и глубже донести до учащихся ситуации, описанные автором. Позволяет оценивать их ими, а учителю решать воспитательные задачи.

Роль иллюстрации как регулятора не только смыслового ,но и эмоционально – эстетического усвоения читаемого высока. Картинный сюжет, затрагивая эмоции детей, помогает создавать более точное представление и понятие о прочитанном, обогащает словарь, учит анализировать, сравнивать, обобщать. Хорошим примером такой работы может служить сказка Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». После чтения 1 главы сказки рассматриваем иллюстрацию в учебнике. Идёт беседа. – Кто изображён на рисунке? — Какой момент отражён на нём? — Подходит ли она к содержанию главы? — Подпишите словами из текста. – Давайте рассмотрим рисунок художника С. Ярового тоже к 1 главе и сравним эти две иллюстрации. Одинаковы ли они?(На втором рисунке у Старой Утки раскрыт клюв. Она что –то говорит Серой Шейке). – Подпишите текстом. Дети находят и читают. Такая работа идёт над иллюстрациями к каждой главе. Прочитав последнюю главу сказки, задаю учащимся вопрос по иллюстрации. – Удалось ли художнику передать удивление Акинтича волшебным превращением лисы в утку?(Старик разводит руками) и т. д.

Таким образом, показанные мною некоторые приёмы использования иллюстраций и картин на уроках, позволяют учащимся глубже понять, почувствовать образы художественных произведений, закрепить их зрительно.