Доклад Своеобразие форм воспитательной работы

Слайд №1 – Республиканская конференция педагогических

работников СКОУ РТ

Слайд №2 – Секция воспитателей СКОУ;

Слайд №3 — Доклад на тему

«Своеобразие организации форм ВР с детьми с ОВЗ».

Зам.по ВР СКОШИ 1 вида Донгак Н.О.,

высшая категория.

20 октября 2011 года

Личность школьника с отклонениями в здоровье развивается по тем же психологическим закономерностям и возрастным этапам, что и личность нормального. Вместе с тем, как объект воспитания личность ребенка с ОВЗ несет в себе черты определенного своеобразия, детерминированного объективными депривационными условиями развития, к которым относятся речевая, коммуникативная, информационно-культурная, эмоционально-волевая, социальная депривация.

Именно исходя из этого обстоятельства в основе организации современного коррекционно-образовательного процесса в специальной школе лежит понятие «компенсация». Специальное воспитание являются компенсирующе направленным. Компенсация – это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций. В процессе компенсации выделяют две составляющие: психофизиологическую и социально-психологическую.

Психофизиологическая компенсация связана с внутренней перестройкой и мобилизацией функциональных систем организма как биологической системы. Она предполагает внутрисистемное использование сохранных элементов пострадавшей функции (например, развитие остаточного слуха) или межсистемную мобилизацию, включение в работу других сохранных структур, которые начинают выполнять ранее им несвойственные функции (например, для глухих важным дистантным анализатором становятся вибрационные ощущения, функции которых в норме носят вспомогательный характер; для слепоглухих ведущими дистантными анализаторами становятся вибрационные ощущения и обоняние).

Социально-психологическая составляющая компенсации связна с социально-личностным уровнем развития, социальной адаптацией лица с отклонениями в развитии.

Психологический уровень компенсации основан на работе защитных механизмов личности и копинг-стратегий поведения. Копинг – это деятельность лица по поддержанию баланса между требованиями среды и собственными ресурсами.

При компенсирующем воспитании школьника с ОВЗ принято обращать серьезное внимание на содержание воспитания и область воспитательных дел.

Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Область воспитательных дел – важнейший канал всестороннего развития личности с ограниченными возможностями здоровья. Именно через них коррекционная (специальная) школа имеет шанс обеспечить социальное воспитание, расширить взаимодействие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром. Нельзя говорить о том, что школьников с отклонениями в здоровье развитии воспитывают качественно по-особому, еще Л.С Выготский подчеркивал, что воспитание таких детей ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Вот почему в коррекционных есть специфические методы и формы обучения, но формы и методы воспитательной работы применяются те же, что и в массовой школе.

По разным основаниям выделяют несколько классификаций форм работы с детьми, которые отражены в таблице.

Слайд № 4. Таблица «Классификация форм ВР с детьми с ОВЗ».

Основа

ние

Тип формы

Состав форм

Индивидуальная

Беседа, консультация.

Количество участников

Групповая (временная группа, класс)

Кружок, клуб, экскурсия, поход, собрание, сбор, лекция, встреча, субботник, КВН, КТД и т.д.

Массовая (несколько классов, школа, район, страна)

Праздники, недели, конференции, шествия, слеты, месячники, акции, сбор, линейка, встреча, субботник, олимпиада и т.п..

Основной вид деятельности

Познавательная

Внеклассное чтение, экскурсия, предметные кружки, олимпиады, недели, бюллетени и стенды, конкурсы и клубы знатоков и т.п.

Общественно полезная трудовая

Бытовой труд, самообслуживание, дежурство, трудо-вой, экологический десант, субботники, ремонтные работы, озеленение, шефство над памятниками и т.п.

Эстетическая

Прогулки и экскурсии, выставки, походы в кино, теат-ры, музеи, творческие кружки, литературные клубы, школьный спектакль, оформительская работав школе и т.п.

Физкультурно-оздоровительная

Спортивные кружки, соревнования, игры, состязания, утренняя зарядка, походы, спортивные праздники

Ценностно-ориентационная

Традиции школы, школьный музей, шефство над старыми, младшими, гуманитарные,патриотические, экологические акции, участие в общественных движениях.

Средство воздействия

Словесно-логическая (обмен информацией)

Беседа, дискуссия, диспут, собрание, лекция, конференция, внеклассное чтение и т.п.

Образно-художественная

Концерт, спектакль, праздник, конкурс «Мисс школа», походы в музеи, театры,кино и т.п.

Деятельностная

Разные виды общественно полезного труда, акций, десантов и т.д.

Досугово-игровая

Конкурсы, игры, совместный отдых, дискотеки, все виды развлечений

психологическая

Тренинги, консультации, игры, включающие сеансы психогимнастики, арттерапия

В педагогике возможен категориальный взаимопереход метода в форму и наоборот. Так, методы беседы, лекции, диспута, дискуссии, тренинга, игры могут стать самостоятельной формой организации воспитательной работы.

А своеобразие организации форм воспитательной работы в коррекционных школах заключается в основном в задачеполагании и в некоторых особенностях организации деятельности детей.

Слайд №5. Типы специальных (коррекционных) школ.

Задача воспитательного дела в специальных школах, таких как школы «I вида» — для глухих; «II вида» — для слабослышащих и позднооглохших; «III вида» — для слепых; «IV вида» – для слабовидящих и поздноослепших; «V вида» — для имеющих тяжелые нарушения речи; «VI вида» — для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата; «VII вида» — для детей с ЗПР; «VIII вида» — для умственно отсталых;

всегда должно быть дихотомичной, т.е. включать основную – собственно воспитательную задачу

и задачу коррекционно-развивающую.

Ведущая (основная) задача воспитательного дела соответствует основной деятельности, организуемой в его рамках.

Слайд №6. Формы воспитательной работы.

Познавательное дело (внеклассное чтение, экскурсия, предметные кружки, олимпиады, недели, бюллетени и стенды, конкурсы и клубы знатоков и т.п.) нацелено на расширение кругозора, углубление предметных знаний, формирование материалистического мировоззрения.

Трудовое дело (бытовой труд, самообслуживание, дежурство, трудо-вой, экологический десант, субботники, ремонтные работы, озеленение, шефство над памятниками и т.п.) направлено на воспитание ценностного отношения к труду, формирование трудовых качеств личности (трудолюбия, организованности, настойчивости)

Эстетические дела (прогулки и экскурсии, выставки, походы в кино, театры, музеи, творческие кружки, литературные клубы, школьный спектакль, оформительская работатв школе) ориентированы на воспитание способности к восприятию и пониманию прекрасного, эстетических знаний, вкусов, чувств, творческости.

Задача физкультурно-оздоровительных дел (спортивные кружки, соревнования, игры, состязания, утренняя зарядка, походы, спортивные праздники) состоит в укреплении здоровья, развития физических качеств, ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Ценностно-ориентационные формы ВР (традиции школы, школьный музей, шефство над старыми, младшими, гуманитарные, патриотические, экологические акции, участие в общественных движениях) призваны формировать нравственное сознание учащихся, их моральные качества, активную общественную позицию, формировать социализированность учащихся.

Специфическая (своеобразная) коррекционно-развивающая задача предполагает учет структуры дефекта: профилактику и преодоление вторичных дефектов развития учащегося.

В познавательных делах специфической задачей будет развитие словесно-логического мышления в целях преодоления диспропорций в мышлении (длительного преобладания наглядных форм мышления);

В трудовых делах — развитие работоспособности, координации движений, мелкой моторики, часто отстающих у детей с отклонениями в развитии, совершенствование качеств внимания (концентрации, переключаемости), технического и пространственного воображения;

В эстетических делах обогащение обедненной эмоциональной сферы, расширение ограниченного чувственно-эмоционального опыта, формирование слаборазвитых у детей с ОВЗ процессов воображения и творческого мышления, развитие всей сенсорной сферы;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия нацелены на восстанавливающее развитие нарушенных координации и равновесия, физических качеств, выносливости;

Ценностно-ориентационные дела нацелены на ликвидацию последствий социально-коммуникативной депривации; на расширение ограниченного жизненного опыта; на повышение социализированности, на активизацию процесса самоидентификации во имя сознательного выбора своего социального статуса, на формирование особо сложных нравственных, правовых, экологических, идейно-политических понятий.

Специфика (своеобразие) собственно организации деятельности детей во всех формах воспитательной работы предполагает следующее:

- Обеспечение в процессе воспитательного дела заданного в коррекционной школе специфического режима, например в школе 1,2 вида (слухоречевого режима); воспитатель должен сделать ведущим средством общения слухозрительное восприятие речи и говорение.

- несколько иначе, чем в массовой школе, центрирована схема взаимодействия педагога и воспитанника, более широко используются и специально организуются коммуникативные и диалогические отношения с целью формирования словесно-коммуникативной активности. Именно в этих условиях учащиеся с ОВЗ «поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими, через язык и общение перестраивается все их сознание», успехи в данных направлениях «достаточно убедительно свидетельствуют о личностном развитии детей с ОВЗ»

- специфичны критерии дифференцированного и индивидуального подхода при организации взаимодействия детей. Кроме традиционного учета темперамента, коммуникабельности, социометрического статуса, лидерских устремлений и общего развития ребенка, воспитатель СКОУ должен при распределении деятельности и социальных ролей учитывать границы возможностей ребенка, определяемые природным дефектом: состояние психологического, психического, интеллектуального развития (наличие сочетанного дефекта: ЗПР, нарушением зрения, ЗПР, ТНР, ОПДА, УО или другие)

- в процессе организации воспитательных мероприятий обеспечивается усиленная предметно-знаковая(наглядно-дидактический и наглядно-раздаточный материал) и визуальная среда (например, использование возможностей мультимедийной технологии) для создания для «людей зрения» эмпирической ориентировочной основы действий.

Слайд № 7. Формы ВР в школе 1 вида.

Слайд № 8. «Благодарю за внимание».