Доклад Соц — бытовая адаптация как средство развития личности ребёнка

Тема: «Социально – бытовая адаптация как средство развития личности ребёнка» ноябрь 2012г. Сообщение.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. «Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения».

Понятие “адаптация” используется в настоящее время во многих областях познания — биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин происходит от латинского слова “приспособление”. И первоначально он использовался в биологии, где рассматривалось приспособление строения и функций организма к условиям существования или привыкания к ним. Человек как неотъемлемая часть животного мира от окружающей природной среды унаследовал приспособительные функции, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важнейшим фактором самосохранения высокоорганизованного животного индивида.

Проблема исследования процесса становления человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Эффективное воздействие субъектов, всей системы социальной работы на процессы становления человека, формирования определенных социальных свойств и качеств, предполагают знание закономерностей, механизмов функционирования разнообразных социальных явлений, влияющих на становление и развитие самого человека. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, которое предполагает активное участие как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализации заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека.

Отсюда, в основе понимания развития механизмов социальной адаптации, ее сущности лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.

Виды и структура социальной адаптации.Личности в процессах социальной адаптации свойственно активное творческое отношение к окружающему миру, требовательное и самокритичное отношение к самой себе, к своим мыслям и делам. Личность — это не готовый набор определенных позитивных или негативных сумм качеств. Поэтому формирование личности необходимо рассматривать через призму активной деятельности, которая способствует ее совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности.

Особое место занимают вопросы социальной адаптации умственно отсталых лиц. В России организована дифференцированная сеть учреждений для помощи детям, страдающим различными формами инвалидности. В этих учреждениях (психоневрологические интернаты, дома-интернаты и т. д.) предусматривается, помимо медицинского аспекта, развитие познавательных возможностей, корректировка поведения, привитие трудовых и социально-бытовых адаптационных навыков и умений. Итогом воспитания и обучения является вовлечение глубоко умственно отсталых лиц в доступный им общественно-полезный труд и приобретение социального опыта. Разработаны основные направления социально – бытовой адаптации.

“Формирование навыков самообслуживания”.

Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания направлено на посильную и разнообразную трудовую деятельность. Сначала это может быть простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку цветов, участие в сухой уборке комнаты, поддерживание чистоты в умывальной и так далее. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет младшим школьникам не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей

От эффективного выполнения этой программы во многом зависит социальная адаптация умственно отсталых лиц в открытой здоровой сфере, после выбытия из школы — интерната. Программа состоит из нескольких разделов:

санитарно-гигиенические навыки;

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду и ставить обувь в определенном порядке и месте. Закреплять у детей навыки общественного поведения: первыми здороваться со взрослыми (сотрудниками, учителями, воспитателями), сверстниками, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь и заботу, оказывать помощь и услугу (уступить место, если взрослый стоит, принести стул, открыть дверь, поднять утерянную вещь и др.),

Продолжить формирование у детей потребностей в выполнении утреннего и вечернего туалетов, самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, которая помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является воспитывающим и дисциплинирующим моментом, определяющим общий тонус рабочего дня. Наши дети живут по режиму дня, который не нарушается. Организованно, под контролем воспитателей, привыкают к выполнению правил поведения. На все дети одинаковы и воспринимают сказанное на разном уровне. Такие дети, как Вова П., Дима В. – слышат голос воспитателя, принимаются за выполнение поручений, обязанностей с первого раза, а такие, как Даша Г., Алёша Ф, — они плохо слышат, плохо видят, не сразу понимают, что от них требуют. Для этого разработаны темы занятий и применение этих знаний на практике.

Темы бесед:

1 . «Гигиена тела». 2. «Делу время – потехе час». 3. «Подготовка одежды к школе».

4. «Питание и здоровье». 5. «Физкультура и жизнь»

Практические занятия:

1. Выполнение режима дня. 2. Выполнение утреннего и вечернего туалетов.

3. Уход за волосами. 4. Уход за кожей рук, ног и тела. 5. Уборка игрового и рабочего уголков. 6. Утренняя зарядка.

2)навыки приема пищи.

говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, закреплять и воспитывать навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами.

Работа ведется ежедневно и ежеминутно — Ваня К., Даша Г., Алёша Ф, до сих пор кушают неопрятно: набивают рот едой, пачкают одежду, крошат на стол, на пол, разговаривают во время еды.

3)уход за одеждой;

Продолжить формирование представлений о видах одежды, обуви, головных уборов и их предназначении. Отрабатывать навыки слежения за чистотой одежды и обуви. Рассказать о предназначении и о работе прачечной и химчистки.

«Почему необходимо ухаживать за своей одеждой, обувью и головными уборами».

Детей переодеваем 2 – 3 раза в неделю, т.к. одежда быстро пачкается, дети не опрятны: Ваня К. кушает прямо из тарелки, не подносит еду ко рту, а рот подносит к тарелке ( в столовой не пользуется салфеткой, а вытирается рукавом.

4) уход за жилищем;

Что мы называем домом и что жилищем. Основные помещения в доме и их предназначение.

1. «Где живет человек».

2. «Основные помещения в доме».

3. « Какие кабинеты есть в нашей школе»

Младший школьник с желанием выполняет трудные поручения, стремится к активной деятельности, если красочно оформлена комната, класс. Следовательно, важно отбирать те формы и методы работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений.

Направление “Бытовая ориентация”.

Ставится задача привить определенные знания и навыки социального характера. Требуется научить данную категорию детей умению самостоятельно реагировать на возникшую социальную ситуацию при выходе из дома-интерната. Поэтому уделяется внимание таким социально значимым ситуациям, как обучение денежным операциям, умению совершать покупку, пользоваться городским транспортом и т. д. Формой обучения по бытовой ориентации является организация практических занятий с обыгрыванием конкретной ситуации, приближенной к реальной; выход в город; экскурсии и т. д.

Члены семьи. Почему дети иногда вынуждены жить без родителей. Близкие и дальние родственники. Общение членов семьи друг с другом.

Темы занятий:

«Близкие и дальние родственники».

«Общение членов семьи друг с другом».

«Интернат – наша общая большая семья».

Семья, адрес, родственники; — дети знают о своём происхождении, интересуются своими родственниками, стараются вести себя лучше.

2) Научились пользоваться приборами бытового назначения (например, утюг, пользование телевизором, радио, магнитофоном и техника безопасности и т. п.);

3) Стараемся вывозить детей на экскурсию в центр города, пользоваться общественным транспортом, изучаем правила поведения на улице, в общественных местах и в общественном транспорте;

4) Водим детей в магазин, им очень нравится выбирать покупки самим, знакомим детей работой торговли, сферой обслуживания;

5) Дети интересуются деньгами, откуда они произошли.

6) Воспитываем заботу о людях, учим оказывать посильную помощь.

7) Знакомим с традициями, праздниками нашей страны, читаем о Родине. Продолжаем расширять знания детей об окружающей действительности, закрепляем ранее полученные представления.

1. «Государственные символы России».

2. «Чем славен наш город?».

3. «Для чего человеку работа?».

4. «Хорошо ли нарушать дисциплину и порядок?».

Следующее направление Формирование положительных взаимоотношений, эстетических представлений, гуманных чувств.

Задача этого воспитания в том, чтобы умственно отсталые дети смогли с социальной точки зрения сформировать устойчиво отрицательное отношение к негативным проявлениям ближайшего окружения. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Продолжать формировать представления детей о таких чертах характера, как честность, правдивость, скромность, смелость. Способствовать развитию в коллективе группы взаимопомощи, взаимовыручки. Развивать умение корректно относиться к физическим недостаткам других, умение осудить и простить неблаговидный поступок товарища, проявлять отзывчивость к более слабым, больным, стремление им помочь. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей. Формы проведения занятий разнообразны: прогулки, экскурсии, беседа, наблюдение, рассказ, кружки творчества и т. д.

В этом направлении ведется активная работа: формирование умений, навыков, привычек общественного поведения. Правила повседневного поведения; формирование элементарных нравственных понятий и чувств.

В младшем возрасте дети внимательно слушают, но сами рассказать не могут, т.к. речь плохо развита: много лишних слов, повторений, заминок, не могут подобрать нужные слова.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников трудовым умениям, мы не только формируем у них самостоятельность в домашнем труде, но и решаем важнейшую задачу специальной школы – коррекцию недостатков умственной деятельности обучающихся.

Развитие умственно отсталых учеников – результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Пластичность нервной системы умственно отсталого ребенка благоприятствует этому развитию. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны между собой. Коррекционная и воспитательная работа школы делает возможной социализацию личности умственно отсталого школьника: включение его в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения.

Социальная адаптация личности — многогранный процесс активного развития индивидуума, который осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе которого лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.