Доклад Самостоятельная работа на уроках биологии и химии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНСК – КУЗНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Самостоятельная работа обучающихся

на уроках биологии и химии

Выполнила: Капишина Е.Н

г.Ленинск-Кузнецкий, 2013

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если обучающиеся не работают – процесса познания нет. Главное — приучить детей трудиться самостоятельно.

Одним из способов активизации познавательной деятельности обучающихся является организация и проведение различных самостоятельных работ.

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и обучающийся должен знать пути ее достижения.

Планируя самостоятельную работу я:

предусматриваю ее место в структуре урока;

ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, а также сложности изучаемого материала;

предусматриваю затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

определяю форму заданий;

устанавливаю оптимальную длительность работы;

подбираю соответствующий дидактический материал;

предусматриваю рациональные способы проверки и самопроверки работ обучающихся.

В своей работе я применяю следующие виды самостоятельной работы:

Работа с книгой

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих обучающихся низкая, поэтому необходимо обучающимся внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке химии на тему “Одноатомные спирты” я предлагаю обучающимся с помощью учебника составить гомологический ряд спиртов.

В теме «Карбоновые кислоты» очень много интересного материала. Тема объемная, поэтому я делю группу на 4 варианта и они самостоятельно изучают представителей карбоновых кислот. ( 1вариант – изучают уксусную кислоту, 2 вариант – муравьиную кислоту, 3 вариант – щавелевую кислоту, 4 вариант – пальмитиновую кислоту). Затем от каждой группы выступает обучающийся и рассказывает краткую характеристику кислоты.

При закреплении знаний об антропогенезе я предлагаю самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст и на его основе составьте схему эволюции человека.

Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы. Например, при повторении знаний о митозе, предлагается по рисункам схемы митоза, определить фазы; выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Лабораторные работы

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют лучшему усвоению биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании, например, при выполнении лабораторной работы «Натуральный и искусственный каучуки» обучающиеся отвечают на вопросы: В чем отличие натуральных каучуков от искусственных? Какие изделия из натурального и искусственного каучука вы знаете?

После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой обучающиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

Организуя самостоятельную работу, возможно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми обучающимися, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Доклады

Формируя у обучающихся навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе, интернет-ресурсам.

Привлекая их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы обучающиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы.

Например, при изучении темы «Кислоты», мы зачитывали доклад на тему «Кислотные дожди», одновременно слушая текст – обучающиеся записывают в тетрадь вопросы по этому докладу. После выступления мы вместе обсуждаем эти вопросы, которые заинтересовали обучающихся.