Доклад с опорными конспектами

Доклад

Уважаемые коллеги, разрешите представить доклад на тему «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала». Эпиграфом к докладу служат слова Ушинского:

«… Педагог, желающий что-нибудь прочно

запечатлеть в детской памяти,

должен позаботиться о том,

чтобы как можно больше органов чувств

приняли участие в запоминании»

К. Д. Ушинский

Для школьников изучение химии сводится к запоминанию огромного количества фактов. Большой объем информации заставляет искать пути повышения производительности и рациональности учебного труда. Известно, что около 90 % всех сведений человек получает с помощью зрения. Зрительное внимание развито лучше, чем слуховое. В связи с этим, возникла необходимость составления и написания опорных конспектов, которые представляют собой модель изучаемого материала, изложенного с помощью сигналов: отдельных слов, различных обозначений, рисунков, таблиц, схем, знаков, символов. Это развернутая наглядная конструкция. Автором данной педагогической технологии является учитель физики и математики Виктор Фёдорович Шаталов из г. Донецка. Следует отметить, что опорный конспект в понимании автора – это не исчерпывающее отображение всего учебного материала.

Главная задача технологии – помочь ученикам лучше усваивать учебный материал, хранить его в памяти, воспроизводить, а также содействовать развитию логического и творческого мышления.

Каждый опорный конспект – это лист-схема, состоящий из блоков, имеющих смысловые связи, и содержащий материал 1-4 и более уроков в черно-белом изображении. Опорные конспекты выполнены аккуратно и четко, чтобы их смысл и изображение были понятны. На них имеются линии для разрезания или сгибания, что может быть удобным в учебном процессе. Отдельные детали конспекта раскрашиваются цветным карандашом в соответствии с методическими рекомендациями учителя.

В работе используются 2 типа опорных конспектов: когда учебный материал шифруется в опорный конспект и когда производится дешифровка опорного конспекта.

Опорные конспекты по химии выдаются каждому ребенку и используются им при различных видах учебной деятельности:

При изучении нового материала

При закреплении изложенного материала

При выполнении различных задач, упражнений, цепочек превращений и т.д.

При выполнении практических и лабораторных работ и их оформлении

При подготовке домашних заданий

При подготовке к самостоятельным и контрольным работам

При подготовке к ГИА и ЕГЭ

Опорные конспекты оригинальны, составлены Шишкиной Г.М. и систематически используются в работе в 8-11 классах.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!