Доклад Роль православных ценностей в формировании семейных традиций

Православие и семья

«Роль православных ценностей в формировании семейных традиций».

Михайлишин Галина Петровна

Учитель музыки, искусства, ОРКиСЭ

Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №2

г. Муравленко, 89124290318, Bunja [email protected]

Роль православных ценностей в формировании семейных традиций.

Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовно- нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии, ведет к деградации нашего народа. Какими вырастут наши дети? Каким будет наше общество? Как передать детям то ценное в русской духовной культуре, что созидалось нашими предками, в течение столетий созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна. Происшедшие за последнее время перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания подрастающего поколения. Личность человека не развивается « из самой себя», а система воспитания, построенная на ценностях советского государства, дискредитировала себя.[3] В постсоветское время все больше внимания стало уделяться новинкам, пришедшим к нам из стран Запада, и в первую очередь, Америки. Под натиском этих перемен традиционная система воспитания в общеобразовательных учреждениях распалась. В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни россиян, возрождение духовно- нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как самостоятельного государства.[8] Эти ценности, прежде всего, должны быть воспитаны у ребенка родителями. В Конституции РФ провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права: « Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38). В соответствии с Конституцией было принято несколько сотен нормативных актов, как общего, так и специального характера, обеспечивающих права семьи и детей, направленных на физическое и духовное здоровье народа в Российской Федерации. Значение семьи в общественной жизни трудно переоценить. Именно в семье закладываются и передаются от поколения к поколению материальные и духовные ценности, формируются потребности и совместное потребление материальных и культурных благ. Семья заинтересована в наилучшем выполнении этих функций и повышении качества жизни.[6] Здоровая семья, что духовно богатая семья – это основа государства, это основа сохранения национальных и культурных традиций. Рис.1 Что же такое семья? Это первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе. Человек учится в семье первым совестным движениям сердца и поднимается к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству.[4]

Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую сам не создавал – это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему вытекает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю. И эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дарования, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, если расцветут, то, как именно, — определяется в раннем детстве.[1] К сожалению, надо признать, что существуют семьи, в которых отношения между родными и близкими людьми можно назвать большим штормом. Они не понимают друг друга, потому что не знают куда плывут. Складывается впечатление, что все, будучи на одном корабле, плывут в разные стороны. Это свидетельствует о потере в семье четких нравственных ориентиров, как будто духовный компас попал под воздействие сильных «магнитных аномалий» — семейный корабль сбился с пути и вертится на одном месте… вырваться из этой пропасти духовного кризиса возможно только путем духовного возрождения. Необходимо понять, что исторически именно Церковь стала первым учителем и воспитателем русского народа. Согласно христианскому вероучению, семья – это малая церковь, основанная на вере в Бога, взаимной любви, единодушии, терпении и взаимопомощи. Рис.2 Вступление в брак – ответственный шаг; он совершается единственный раз и на всю жизнь. Господь благословляет супругов в таинстве венчания и в дальнейшем помогает обрести и сохранить семейное взаимопонимание и единство.[2] Основой всех православных ценностей является любовь. « Возлюби ближнего твоего, как самого себя». ( Лк.10:25-28; Мф.22:35-39) – одна из главных заповедей Иисуса Христа и, если эта заповедь будет соблюдаться всеми членами семьи, то не посмеет любящий человек приносить вред, зло другому.[7] Любовь является основой для добродетелей, на которых строятся взаимоотношения в семье, а из взаимоотношений формируются семейные традиции. Семейные традиции не появляются в одночасье, по команде. Это долгий путь духовного воспитания людей. Возможно, потребуется не одно поколение, чтобы нравственные ценности перешли из храма в семью, и стали основой семейных традиций. Как известно, на взаимоотношения в семье влияют социальные, экономические, нравственно-психологические факторы, а так же уклад семьи, конфессиональная принадлежность. Поэтому семейные традиции индивидуальны. После проведения опроса учащихся и родителей нашей школы, выяснилось, что большинство семей живут в разумном ритме жизни с определенными правилами и традициями, они просты, обыденны и выполняются как бы автоматически. Такими традициями являются семейные советы по выходным дням, празднование дня рождения, годовщины свадьбы, именин, встречи Нового года, Рождества Христова, Пасхи и других праздников, как государственных, так и православных. Рис 3,4,5,6. В одной семье любят совместные походы в выходной день; в другой – всем видам отдыха предпочитают путешествие по памятным местам; в третьей – все свободное время отдают домашним увлечениям; в четвертой – по вечерам, уложив детей спать, обязательно отправляются гулять, и нарушить эту традиция не удается ни дождю, ни стуже. С особым чувством ребята рассказывали о таких праздниках, как День Победы и День Защитника Отечества. В этот день дети и родители вспоминают своих родных, смотрят фотографии, отцы-участники военных событий последних лет рассказывают о своих боевых товарищах. Рис.7.Все ребята отмечают, что в эти дни по телевидению транслируются самые лучшие передачи и фильмы. Эта семейная традиция продолжается и в школе. Рис.8,9,10. На классные часы приглашаются ветераны ВОВ, ребята готовят поздравления и памятные сувениры. Возможно это крупицы добродетелей мужества, сочувствия, милосердия, любви и уважения к старшим, но как совершенно справедливо воскликнул классик: «Душа обязана трудиться!» Медики отмечают, что орган, который не работает, не тренируется, не функционирует,- отмирает. Как было сказано выше, духовность невозможно развить никакими волевыми установками. Она может рождаться, как в момент индивидуального творчества, так и при соприкосновении с прекрасным в момент общения с духовно и душевно богатыми людьми. Только при соприкосновении сердец взрослого и ребенка, возрождаются духовные ценности. Стало традицией для многих семей нашего города, в летний период совершать паломнические поездки по святым местам, а многие ребята летом отдыхают и трудятся в православных лагерях, где постигают нравственные законы и принципы, которыми им предстоит руководствоваться в жизни. Рис.11. В рамках Всероссийской акции «Добровольцы – детям» в нашем городе была проведена акция « Подари надежду». Не остались равнодушными к чужой беде семьи 7-Б класса (классный руководитель Половко Лилиана Владимировна). Рис.12,13. Ребята и родители оказали своевременную и действенную помощь семьям, в которых дети нуждаются в особой заботе. Эти семьи общаются между собой, поддерживают друг друга. А если общаются родители, то и дети не остаются безучастными к «ближнему», рассказывая об этом другим ребятам. В нашей школе традиционным считается проведение ярмарок милосердия: «SOSтрадание», в результате которых все средства жертвуются на лечение и реабилитацию нуждающимся. Рис.14,15. Это подтверждает то, что в семьях добродетели сострадания, великодушия, добросердечности, щедрости не угасают, а наоборот, становятся необходимостью в жизни, а значит, традицией. Одними из православных ценностей являются трудолюбие, смирение, терпение. Придерживаясь этих ценностей, мамы, не смотря на свою загруженность на производстве, помогают детям в оформлении выставок рисунков, декоративно-прикладного творчества, а ребята, в почитание родителям, готовят концерт, делают сувениры своими руками. Рис.16,17. Так формируется традиция празднования Дня Матери, Дня Семьи не только в школе, но и в семье. Рис.18. Таким образом, традиции семьи и школы переплетаются, благодаря православным ценностям. Недавно в нашем городе была организована выставка вышитых картин. На ней были представлены работы целых семейных династий. Надеемся, что ежегодное участие в это выставке станет чьей-то семейной традицией. Смысл традиции в том, что через нее осуществляется связь прошлого и будущего с настоящим, связь нашей временной жизни с вечными ценностями. За этот-то смысл, а не за привычки надо держаться. Никто не сможет отнять у нас традиционные ценности. Опора на эти ценности обеспечит нам возрождение традиционности жизни, но не в смысле реанимации традиций прошлого, а как обретение живой связи с вечными ценностями.[9]

Мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, но, ни доброта, ни отзывчивость не развивается по приказу. Можно стараться вызвать способность сочувствия, привлекая детей к заботе о животных, к приготовлению подарков, к помощи больному или старому члену семьи. И это будет искренне, только если мы будем предоставлять детям самостоятельность, если мы дадим им самим обдумать, самим решить, что они хотят сделать. Надо, чтобы они видели вокруг себя пример заботы о других, сочувствия другим, и в то же время нужно вовлекать детей в обдумывание и обсуждение того, что они хотят сделать. Вот почему нам надо уделять и время, и внимание разговорам с детьми, всегда помня, что разговор – это диалог, а не монолог. Надо уметь слушать наших детей, а не просто читать им нотации. Надо вызывать их на мысль, на «суждение: «А как ты думаешь?», « Да, но ведь можно тоже сказать…», « А может быть, это не совсем так?».[5]

С введением в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», родители, выбравшие для изучения детьми модуль « Основы православной культуры», знакомятся с базовыми положениями вероучения, культурообразующими элементами Православия, историей, искусством России. Ребята стали больше задумываться над своими поступками, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и родителями. Благодаря этим занятиям, дети не только узнают новое, но и развивают свои способности, у них формируется понятие целостной картины мира. Рис. 19,20,21. Совместно с родителями, дети пробуют ориентироваться в духовных вопросах, следовательно, зарождаются в семьях новые традиции, основой которых является вера, надежда, любовь. Рис. 22.

Библиография:

1. Антология гуманной педагогики «Иоанн Лествичник» — Издательский дом Шалвы Амонашвили – М. 2001г., стр. 89.

2. Антология гуманной педагогики « Ильин» — Издательский дом Шалвы Амонашвили – М. 2005, стр.5,15.

3. Гребенников И. В., Кавинько Л. В. « Семейное воспитание» — Политиздат- М.1990г., стр. 42.

4.Громыко М. М., Буганов А. В. «О воззрениях русского народа» — Паломник – М. 2000г., стр.9.

5.Куломзина С. «Семья – малая церковь» — «Православный паломник», М.1986г., стр. 46.

6.Разумихина Г.П. «Мир семьи», «Просвещение», М. 1986г., стр. 26.

7.Рождественский А. «Семья православного христианина», «Паровая типография Н.В. Гаевского. Васильевский остров», С.-Петербург,1902г., стр.167.

8.СтоляровВ.А. «Государство и духовно-нравственное здоровье общества», Сборник материалов круглого стола «Духовное и физическое здоровье народа – основа сохранения и развития государства», Тюмень «В и К», 24.ю01.2006г., стр. 6, 7.

9.Числов А.И. «Традиция семьи в духовной перспективе современности», Издательско-информационный отдел Тюменско — Тобольской епархии, Т.2011г., стр. 28.