Доклад Развитие у обучающихся интереса к учению при личностно — ориентированном подходе

«Развитие у обучающихся

интереса к учению

при личностно – ориентированном

подходе обучения»

Доклад на педсовете

Учитель – Супонина А.А.

При личностно-ориентированном подходе, как уже было отмечено, учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, в роли компетентного консультанта и помощника.

Учитель пробуждает в обучающихся желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Только тогда можно добиться положительного результата.

Немецкий педагог Дистерверг однажды сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит её находить».

Каковы же основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению?

- Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.

- Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.

- Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

- Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

- С огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету яркость учебного материала, эмоциональный настрой и заинтересованность самого учителя, что нам сегодня и демонстрировали выступавшие коллеги.

«Что обеспечивает успех урока»?

Педагоги и психологи по-разному подходят к определению успеха урока. Если педагоги, прежде всего, выделяют образовательную и воспитательную функции урока, то научная психология считает основной целью урока — познавательную, которая предполагает познание не только предметного мира, но и мира социальных контактов, познание другого человека, без чего невозможно обеспечение успешности урока.

Урок — основа, фундамент учебно-воспитательного процесса в школе. И здесь уместно привести слова великого педагога В.А.Сухомлинского: «Мы живем в такое время, которое требует раннего накопления знаний для овладения будущей профессией». Все это зависит от нас, от учителей, от нашей эрудиции, нашего энтузиазма, желания отдать учащимся свои знания.

Что же в итоге ведёт к прочным и глубоким знаниям обучающихся?

Это –

постоянная гимнастика ума,

нешаблонное оригинальное решение проблем,

применение достигнутого в новых условиях,

стремление достичь цели,

формирование находчивости,

гибкость мышления.

Чтобы урок, как средство самореализации обучающихся, имел успех, учитель должен на каждом уроке старательно продумывать не только то, что должен делать сам, но и то, что будут делать на уроке обучающиеся. Это очень важно, ибо без этого нельзя научить школьников учиться, самостоятельно добывать знания, искать ответы на вопросы.

Урок — это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно — ориентированный урок, который является средством самореализации обучающихся.

Что способствуют успеху такого урока?

Этот вопрос мы обсудим в ходе дискуссии.

Уважаемые коллеги! Наша рабочая группа предлагает Вам анкету «Какие характерные особенности современного урока, обеспечивающие успех, являются важными? ».

Вы должны просмотреть анкету и высказать своё мнение о важных особенностях урока как средства самореализации обучающихся.

АНКЕТА!!!

Какие характерные особенности современного урока, обеспечивающие успех, являются важными?

Научность, системность, наглядность, доступность, активность учащихся;

целесообразное использование межпредметных связей, заложенных в учебном материале;

установление логической связи с тем, что ранее изучалось; обеспечение последовательности и преемственности в изучении программного материала;

систематическое повторение узловых вопросов курса; обеспечение связи обучения с жизнью и осуществление профессиональной ориентации учащихся;

дифференцированное обучение;

индивидуальный подход к учащимся;

учет их возрастных особенностей;

внедрение тематического учета знаний;

положительные эмоции;

наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;

развитие личности;

способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

( учителя высказывают своё мнение по теме анкеты )

Большое спасибо за проведённую дискуссию!

Анализируя Ваше мнение об определении успеха урока, можно с уверенностью сказать, что Вы проводите и будете проводить эффективные уроки по самореализации обучающихся.

Вот что думал великий Лев Николаевич Толстой об эффективности обучения.

«Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума, — обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния».