Доклад работы классного руководителя

Работа классного руководителя с родителями

(Подготовлено  учителем  иностранных языков  

МОУ  «Гимназия №1 г. Волоколамска  

Шипеловой Альбиной Ивановной)

Взаимодействие  классного руководителя с родителями

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу

троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются.

Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и

уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни

до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А. Захаренко

Все мы знаем, какую роль несёт семья в  развитии  личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.,.  стиль поведения, представления о трудолюбии  и  многое  другое.

 Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается  навести порядок  на  собственной   парте – нет перед глазами примера родителей,  наводящих  порядок  в  доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.  Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

Знакомство с семьёй ребёнка началось для меня  еще  до  знакомства с детьми  - с анкет для  родителей  будущих  пятиклассников  на первом   собрании, которые я раздала  родителям. Анкета может включать в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала

 “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”,

 но и вопросы, позволяющие  узнать особенности и условия семейного воспитания учеников. Например:

“Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?”

Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Для этого я прошу принести медицинскую справку (или её копию) с диагнозом и рекомендациями врача.

Например, Андрею запрещены  нагрузки на уроках физкультуры из-за проблем с суставами. Но  сам  Андрей, остерегаясь насмешек со стороны одноклассников, продолжал заниматься с полной нагрузкой. Зная о его состоянии здоровья, нам  совместно  с  мамой  и  учителем  физкультуры удается решить данную проблему, не причиняя моральных переживаний мальчику.

Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.

“Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.

От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

2. Классные родительские собрания.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, — педагоги и родители — для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны — детей.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам –

во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся.

 Перед РС я обязательно подхожу  к учителям — предметникам, беседую с ними о классе и учениках; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, готовлю  материал  для  минуток  расслабления  родителей (презентация, рассказывающая о школьной жизни ребят).

Сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

• Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания я знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Как классный руководитель я делюсь наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.

• Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Тематика бесед с родителями на собраниях:

Особенности адаптации пятиклассников.

Учебные трудности школьников.

Знаете ли вы своего ребенка.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.

Роль общения в жизни ребенка.

Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

Домашние задания; помощь или контроль.

Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия.

Что могут сделать родители для безопасности Ребенка?  

Здоровый образ жизни на примере родителей.  

Поощрения и наказания в воспитании детей.

Для освещения отдельных вопросов или конфликтных ситуаций имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.

• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)

Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе (благодарность) и информации о предстоящих делах.

• Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Мои правила проведения родительского собрания

• Перед началом собрания «оставляю за дверью» плохое настроение.

• Отвожу на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

• Самый приятный звук для человека — его имя, поэтому кладу перед собой список с именами и отчествами родителей.

• Перед началом родительского собрания объявляю вопросы, которые планирую обсудить.

• Не забываю «золотое правило» педагогического анализа: начинаю с позитивного, затем говорю о негативном, завершаю разговор предложениями на будущее.

• Предупреждаю родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

• Благодарю всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

• Даю понять родителям, что хорошо понимаю, как трудно их детям учиться.

• В личной беседе оцениваю успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

• Стараюсь довести до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

• Сравнивать успехи отдельных учащихся из разных классов.

• Давать негативную оценку всему классу.

• Переоценивать значение отдельных предметов.

• Избирать для общения назидательный тон.

3. Работа родительского комитета.

Все знают, что основная задача родительского комитета – содействовать школе в обучении и воспитании детей.

В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее 4-5 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается  на  первом   же  родительском  собрании.  На собрании я объясняю, что буду рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, экскурсий, походов, в постановке спектаклей; помощь, связанную с вопросами транспорта, мелкого ремонта, приобретения канцелярских товаров и т.д.

Встречи  с  родительским  комитетом  проводятся  по мере необходимости.  Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из  членов РК   связывается с  несколькими  родителями,  которые  в  свою  очередь,  получив необходимую  информацию  от  РК,  обзванивают  еще  нескольких родителей.  Для этого (с общего согласия) создается свой “телефонный справочник класса”.  Контактный телефон классного руководителя  есть у всех родителей.  Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей, может быть передана достаточно  оперативно.

Не надо забывать благодарить родителей и членов РК за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова. (по итогам года)

4. Индивидуальная работа с родителями.

Мы знаем, что индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка.

Л.Н. Толстой говорил: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» Задача классного руководителя корректно и грамотно донести до родителей это «золотое» правило воспитания.

Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

Родители моего класса — частые гости на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Ребенок – горящий факел! Это  то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.