Доклад Программированные задания как способ организации учебной деятельности обучающихс

ДОКЛАД

«ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»

ПЛАН:

I. Проблема совершенствования методов обучения.

II. Использование программированного обучения – средство повышения активности и самостоятельности учебной деятельности школьников.

1.Характерные особенности программированного обучения.

2.Требования к программированным заданиям.

3.Недостатки и достоинства метода программированного обучения.

4.Виды программированных заданий.

5.Использование программированных заданий в группах на различных этапах урока.

III. Заключение.

Перед современной педагогикой стоит проблема совершенствования методов обучения. Существующие методы обучения наряду с положительными качествами содержат недостатки, снижающие эффективность учебного процесса. Поэтому одной из главных задач коррекционной школы является формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этих качеств во многом зависят динамика личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, его адаптивные возможности в процессе социализации.

Одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности школьников является использование при выполнении учебных заданий элементов алгоритмизации, то есть элементов программированного обучения. Программированное обучение позволяет наиболее целесообразно сочетать коллективные формы работы с индивидуальной работой каждого ученика, обеспечивая в рамках единого для всех обучения разную степень глубины и разный объем изучения учебного материала в зависимости от способностей учащихся. Это достигается с помощью подбора заданий и упражнений разной степени сложности. Кроме того, в ходе выполнения самостоятельной работы программированного характера возможна реализация дифференцированного подхода в обучении.

Именно возможность создания оптимального режима обратной связи, а также возможность реализации индивидуального и дифференцированного подхода приводят к необходимости использования программированных заданий как дополнительной системе приемов учебной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

В программированном обучении можно выделить следующие характерные особенности:

1.Программированный метод позволяет при фронтальной работе вести обучение индивидуальным способом, то есть каждый обучаемый работает по какой-либо определенной программе, не зависящей от заданий, полученных другими учениками.

2.Весь учебный материал или какой-либо его раздел разбивается на небольшие «порции», следующие одна за другой в строго согласованном порядке. Порция учебного материала обычно составляется таким образом, чтобы любой ученик мог освоить его самостоятельно.

3.При получении определенной «порции» информации обучаемый записывает соответствующие краткие ответы на контрольные вопросы, конструирует ответ из имеющихся элементов либо производит выбор правильного ответа из нескольких возможных, среди которых всегда содержится истинный.

4.В процессе обучения производится немедленное подкрепление правильности выполнения задания, то есть в процессе обучения осуществляется обратная связь, обеспечивается проверка, а при необходимости и немедленное исправление ответа, прежде чем ученик перейдет к выполнению задания, связанного со следующей порцией информации.

Программированные задания по различным учебным предметам при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должны отвечать следующим требованиям:

1.Включать в себя вполне конкретную учебную задачу.

2.Содержать достаточно полную (конкретную или обобщенную – для разных групп учащихся) ориентировочную основу умственных действий.

3.Содержательно и методически соответствовать уровню подготовленности учащихся, особенностям их познавательной деятельности, то есть находиться в зоне ближайшего развития конкретного ученика.

4.Иметь в своем содержании оперативные приемы, обеспечивающие обратную связь.

Программированное обучение – бесспорное достижение педагогической науки. Однако наряду с достоинствами в нем содержатся существенные недостатки. Это, во-первых, ограниченное речевое общение между педагогом и учеником, что не оценивает по достоинству огромное коррекционное значение речи как средства логического мышления и воспитательного воздействия. Во-вторых, высокая динамика самостоятельной работы учащихся на протяжении довольно продолжительного времени отрицательно влияет на состояние нервной системы, ускоряет ее утомляемость. Поэтому некоторые педагоги, разрабатывающие эту проблему, рекомендуют применять метод программированного обучения не для первоначального ознакомления с новым учебным материалом, а при дальнейшем его закреплении. Для повышения эффективности педагогического процесса необходимо разумно сочетать программированное обучение с традиционными методами. Некоторые педагоги отмечают, что программированное обучение – это лишь одно из звеньев в общей структуре учебного процесса, и оно не может подменить собой всё бесконечное многообразие приемов и методов в образовании.

Но достоинства метода программированного обучения неоспоримы. Он уже широко применяется в учебном процессе школы, так как работая по программированным материалам, дети приобретают твердые навыки самостоятельной работы, их действия становятся целенаправленными, внимание – более стойким. У них появляется уверенность в своих силах, активнее формируются волевые качества, ребята приобретают навыки чётких, последовательных действий; вырабатывается познавательный интерес.

Работа по внедрению элементов программированного обучения с целью улучшения педагогического процесса ведется многими педагогами коррекционных школ, которые используют в своей работе следующие виды программированных заданий:

1.Линейное программирование, суть которого состоит в том, что учащиеся конструируют свой ответ, состоящий обычно из одного или из двух слов, и записывают его на специальную карточку. Затем ученик контролирует правильность своего ответа и только после подкрепления переходит к выполнению следующего задания. При использовании в обучении метода линейного программирования ученики почти не делают ошибок, так как учебный материал выдается в очень малых «порциях», что очень важно. Положительное подкрепление стимулирует детей к выполнению следующей порции задания.

2.Разветвленное программирование, состоящее из вопросов и наборов возможных ответов, среди которых один правильный, выписывается на специальный бланк. При выполнении задания ученик отмечает соответствующее место бланка, содержащее, по его мнению, правильный ответ. Для проверки работы учитель накладывает на бланк свой трафарет с правильными ответами. Такой вид программированных заданий облегчает труд учителя по контролю и одновременно позволяет ученику осуществлять самоконтроль.

Самыми распространенными программированными заданиями являются буквенные и цифровые задания, которые развивают память, внимание и интерес к изучаемому предмету. Они могут быть использованы на разных этапах урока. Учитель заранее записывает на доске названия объектов, рядом их условное (буквенное или цифровое) обозначение – шифр (код). Шифр (код) может быть одинаковым для всего класса или разным для двух вариантов. Детям не нужно запоминать шифр (код). Учитель зачитывает вопрос, дети находят ответ, а в тетради записывают шифр ответа.

Подобная работа не требует специально заготовленных перфокарт, которые также используются в программированном обучении; большой затраты времени на подготовку – она доступна всем учителям.

На выполнение программированного задания рекомендуется отводить 3-5 минут учебного времени.

Программированные задания могут использоваться на различных этапах урока и иметь при этом различные дидактические задачи. Так, на этапе формирования новых знаний учитель использует программированные задания в работе с группой детей, имеющих более сохранные процессы ориентировки в задании, способных к самостоятельным обобщениям невысокой сложности (1-ая группа учащихся). Руководство познавательной деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.

Школьники с более выраженным недоразвитием ориентировочной деятельности и мыслительных операций, так называемые средние (2-ая группа учащихся), не смогут работать с программированными заданиями на этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими логику рассуждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления. Однако на этапе закрепления знаний эта работа будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы программированного задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов.

Дети с выраженным недоразвитием познавательных процессов, так называемые слабые (3-я группа учащихся), работают с подобными программированными заданиями только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья этой группы с помощью программированных заданий будут заключаться в усвоении логики размышления, формирования умений устанавливать простейшие логические связи в содержании учебного материала, развитии способности к элементарному абстрагированию.

Таким образом, использование подобных программированных заданий в учебном процессе коррекционной школы способствует поэтапному формированию умственных действий у школьников, развитию аналитико-синтетических процессов мышления, способности к обобщению и абстрагированию, позволяя учитывать индивидуальные и типологические особенности познавательной деятельности учащихся. Кроме того, развитие познавательной и учебной деятельности в целом происходит при большей активности и самостоятельности, проявляемой учащимися в учебном процессе.