Доклад по теме Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка_30246

Доклад по теме:

«Воспитательный потенциал в деятельности школьного педагога на уроке иностранного языка».

Докладчик: Кандаловская Елена Владимировна

Учитель английского языка

ГБОУ школа №356

Московского района

Когда мы говорим о воспитательном потенциале в деятельности школьного педагога, мы прежде всего должны осознать, что такое цель воспитания. Это то, к чему мы стремимся, будущее, на достижения которого направляются все усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и метода воспитания.

На сегодняшний день мы, учителя, должны переосмыслить процесс преподавания, ориентированный на личность. Процесс преподавания иностранного языка также имеет потенциальные возможности развития личности.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, ровно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.

Широк диапазон различий между целями – от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Иностранный язык в школе выступает прежде всего как средство коммуникации, и основная цель учителя – развить иноязычную коммуникативную компетенцию.

Работая с учебным материалом, дети познают окружающий мир, имеют возможность узнать других людей, другие страны, их обряды и традиции.

Важно учитывать воспитательный потенциал, чтобы учащиеся не приобрели в процессе обучения такое качество, как неуважение к истории, традициям и людям страны изучаемого языка или, наоборот, раболепное подражание во всем, насколько бы нелепым это не казалось.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному и эмоциональному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Отсюда важным при обучении иностранному языку является содержание учебного материала.

В этом ракурсе учебник должен рассматриваться как самоизменяющийся субект обучения, а не как объект. Целью образования учебника становится его развитие и воспитания субъекта собственной жизни. То есть ученик должен ставить перед собой задачи и находить способы их решения. Основой содержания образования должна быть система научных понятий, определяющая общие способы решения задач.

Процесс изучения иностранного языка на уроке нуждается в особом педагогическом подходе. На уроке должны применяться творческие и поисковые методы обучения. Поэтому начальным этапом учебной и воспитательной деятельности является постановка учебной задачи, совместное ее решение и оценка найденного способа действия.

Взаимоотношения учащихся между собой и, особенно, взаимоотношения между учителем и учеником играют важную роль в становлении личности ребенка и воспитательный потенциал учителя во многом влияют на познавательную деятельность ребенка и формирование его характера. Прежде всего, я имею ввиду:

Учебно – поисковую деятельность, при которой учитель создает предпосылки для поиска, а ученик их реализует. Здесь происходит общее развитие ребенка, его воли, ума, чувств. На основе этого развития и происходит собственно обучение, формирование умений и навыков.

Обучение должно быть вариативно и многогранно, ориентированно на вовлечение в процесс обучения воли, интеллекта, эмоций, других сторон личности, что позволило бы в разных классах менять стиль работы, темп, задания.

Отношения между учеником и учителем полны положительных эмоций, чувств успеха от интеллектуальной деятельности.

Контроль результатов обучения направляется не только на прохождение программы, но и на выявление сдвигов в общем развитии ребенка, его воли, мышления, ценностей.

С моей точки зрения, этот принцип обучения и воспитания учащихся эффективен, т.к. благодаря ей дети становятся более развитыми, они показывают тяготение к умственной, интеллектуальной деятельности, у них культивируются высокие эмоционально – волевые качества, критичность мышления, формируется чувство сотрудничества, осознание ценности личности.

Благодаря развитию эмоционально – нравственной сферы учеников в процессе развивающего общения появляется чувство уважения к другим людям и их мыслям.

Результаты обучения иностранному языку в современной школе нельзя считать в полной мере удовлетворительными. Существующий разрыв между интеллектуальными возможностями детей, их интересами и тем, что они в действительности могут сказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета. Поэтому деятельность учащихся на уроке должна носить субъективно — осмысленный характер и здесь мы можем говорить о социально – ролевых играх как формы деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Важная роль в обучении и формировании школьника как личности играет большую роль метод проектов, что дает возможность применять полученные знания на практике, развивает активное самостоятельное мышление. Например, вот часть проектов, которые проводились в нашей школе и вызвали у учащихся большой интерес, что значит развитие критического мышления, развитие исследовательских умений, а так же организация самостоятельной работы: «Генная инженерия», «Что несет нам наука?» (11 и 10 классы), «СМИ и его влияние на умы подростков», «Современная реклама» (9 класс), «Байкал – вчера, сегодня, завтра» (6 класс), «Экология – парниковый эффект» (7 класс) и другие. Проекты дают возможность применить на практике приобретенные знания, помогают самим разрабатывать учебную проблему и гармонично развиваться как личности.

Но важно помнить, что организаторские способности учителя играют такую же важную роль, как и самоорганизация самих учащихся. Учитель должен постоянно стимулировать школьников, благодаря чему происходит их внутреннее стимулирование.