Доклад по теме Родительский университет

«Родительский университет»

как форма подготовки родителей к управлению развитием школы

Современная школа – это школа, в которой реализуются принципы общественно ориентированного образования, а это значит, что меняются не только принципы, структура, содержание образования, но и характер управления им.

Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» – городской или районный отдел образования и члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как «государственный».

Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический, государственно — общественный характер управления.

Формирование механизмов, обеспечивающих включение общественности в управление образовательными учреждениями, — сегодня важнейший принцип государственной политики в области образования.

Родители учащихся – самая многочисленная и наиболее заинтересованная группа общественных представителей, именно поэтому развитие сотрудничества с родителями – одна из основных задач современной школы, ведь именно родители должны занять ведущее место во всех органах общественно-государственного управления школой – начиная с Управляющих (Попечительских) Советов и заканчивая экспертными комиссиями по аккредитации образовательных учреждений.

Однако многие родители, получившие образование в основном в советский период, в условиях экономического дефицита, социальной и политической депрессии, мало информированы о новых тенденциях, ценностях и технологиях современных образовательных процессов, своих правах и обязанностях, как главных участников этих процессов.

Родители учащихся, определенные законом РФ «Об образовании» как участники образовательного процесса, до недавнего времени не имели реальных рычагов влияния на школу и поэтому так же, как и учащиеся, занимали пассивную позицию.

Сегодня ситуация изменилась. Однако, чтобы управлять школой пришли грамотные и заинтересованные в общем успехе родители, их необходимо подготовить к такой деятельности. Эту задачу, как мне кажется, и должен выполнить «Родительский университет», который может быть организован как на региональном, муниципальном, так и на локальном (школьном) уровнях.

Я хочу представить вашему вниманию школьный проект «Родительский университет как форма подготовки родителей к управлению развитием школы

и как структурная единица модели развития социального партнёрства между родителями и школой».

Проблем, побудивших к созданию проекта, оказалось несколько:

- низкая активность большинства родителей;

- недостаточная информированность родительской общественности об изменениях, происходящих в сфере образования;

- неподготовленность подавляющего большинства родителей выполнять те обязанности и пользоваться теми правами, которые им предоставляет государство.

Цель проекта: формирование общеобразовательной среды сотрудничества между родителями и школой посредством создания многоуровневой системы пассивного и активного информирования, просвещения, консультирования и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимосодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.

Задачи, решаемые в ходе проекта.

Задачи I этапа: - мониторинг родительских запросов и ресурсов

собственный «ценностный аудит».

Задачи II этапа: — построение системы непрерывного педагогического диалога с

семьей о проблемах развития ребенка;

- построение информационного поля проблем и перспектив

развития школы, образовательных услуг;

— правовое и педагогическое просвещение родителей;

— изменение позиции семьи по отношению к школе: экспертиза и

оценка качества образовательных результатов и условий на основе

анализа получаемой информации.

Задачи III этапа: — проектирование конкретных программ совместной работы.

Задачи IV этапа: — осуществление полноценного партнёрства, основанного на принципах добровольности и взаимной ответственности.

Введение.

Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Однако в большинстве публикаций на эту тему культивируется идея создания Попечительских (или управляющих) Советов, различных формальных и неформальных общественных объединений, призванных помочь школе выполнять её прямые обязанности.

Однако, по моему глубокому убеждению, работа всех этих органов не будет эффективной до тех пор, пока люди, туда входящие, не будут выполнять эту работу совершенно добровольно и осознанно, чётко понимая для чего и зачем они здесь находятся.

Именно поэтому в традиционную модель социального партнёрства, состоящую из 3-х этапов — «Знакомство – совместная деятельность – собственно партнёрство», я бы включила в качестве второго шага – создание «Родительского университета».

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Первый этапЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.

На первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия:

- мониторинг родительских запросов и ресурсов

- собственный «ценностный аудит».

Как правило, у каждой школы есть некое представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле школы, в специальном

буклете и т.д.).

Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Такой подход позволит обеим сторонам избежать многих конфликтов в дальнейшем. Как показывает практика, многие недоразумения возникают не от того, что «школа плохая» или что «ребенок плохой», а из-за того, что они просто не подходят друг другу. Именно поэтому большинство проблем между школой и ребенком решаются переходом ученика в другую школу.

Итак, основным итогом первого этапа должна стать достаточно полная информированность школы о семьях учащихся и их запросах, ожиданиях.

Исключительно на основании полученных данных разрабатывается 2-ой этап социального партнёрства – «Родительский университет», который представляет собой многоуровневую систему пассивного и активного информирования, просвещения, консультирования и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимосодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей.

«Родительский университет» – это двустороннее движение семьи и школы от пассивного информирования к активному взаимодействию, формированию общеобразовательной среды сотрудничества.

Основные содержательные блоки информирования:

• Права и обязанности семьи в образовании ребенка – законы и возможности реализации прав.

• Что должен знать родитель о подготовке ребенка к школе?

• Рекомендации родителям по педагогической поддержке на основе комплексной диагностики развития ребенка (специалистами – психологами, психиатрами, педагогами, медиками)

• Об изменениях в содержании образовании, структуре образовательного процесса: например, роль чтения в развитии грамотности по языку; роль музыкального просвещения и т.п. Индивидуальная образовательная программа, профильное обучение и т.п.

«ШПАРГАЛКА» для родителей

• «Родительский дневник» – форма активизации информирования – начало взаимодействия – поддержка индивидуальных программ развития ребенка.

• Индивидуальная программа развития ребенка – приглашение к обсуждению на основе комплексной диагностики развития ребенка.

• Открытый отчет школы – информирование о содержании школьной жизни, результатах, проблемах и планах. Приглашение к обсуждению.

• Изучение мнений, позиции родителей по актуальным проблемам развития ребенка,

школы – открытый добровольный опрос – приглашение к обсуждению.

• Оценка деятельности школы по конкретным направлениям, действиям, результатам, планам и т.п. – приглашение к экспертизе.

• Педагогический консалтинг – «горячий» телефон, профессиональная консультация родителям

• Открытая учительская – открытая приемная для родителей, приглашение к обсуждению проблем развития ребенка, школы, поселка и т.п.

Просвещение (с целью развития диалога и привлечения к сотрудничеству).

Просвещение:

Правовое: о возможностях, правах и обязанностях в реализации образовательных потребностей семьи.

Психолого-педагогическое: о формах и методах воспитания, обучения ребенка.

Гражданское: о возможностях школы, путях развития образования, участие в управлении школой.

Просвещающее консультирование родителей.

• Самоорганизация родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных потребностей, оценки качества, пропаганды идей школы, социальном проектировании вместе со школой.

Системное просвещение и компетентностное обучение родителей.

Обучение:

• Обучение родителей как воспитателей.

• Обучение родителей как учителей своего ребенка «Мамина школа».

• Обучение родителя как партнера, союзника и соуправленца школы.

• Привлечение родителей к обучению и воспитанию других родителей, учеников и

взрослого населения.

• Обучение педагогического персонала школы направлениям взаимодействия с родителями, семьями; обеспечение реализации модели сотрудничества с родителями.

Привлечение к сотрудничеству:

• Организация традиционных дел с обязательным участием родителей в обучении; воспитательных мероприятиях, социальных проектах школы.

• К оценке деятельности школы – опросы, процедуры диагностики, общественной аттестации школы – качество условий, качество образовательных результатов.

• К совместной деятельности по изменению качества условий организации образова-

тельной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта Родительский университетдля целевых групп проекта

Для каждого конкретного ребенка:

- возможность построения системы индивидуального педагогического сопровождения его образовательной деятельности в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимосодействия учителя и семьи, родителей (лиц их замещающих):

- полная информированность обеих сторон (семьи и школы);

- своевременное и согласованное взаимодействие/педагогическая взаимопомощь;

- коррекция и регулирование возможностей ребенка в достижении определенных образовательных результатов и многого другого.

Для каждой конкретной семьи:

- доступность информации, позволяющей иметь самую полную картину о возможностях ребенка в саморазвитии;

- возможность скорректировать систему ценностей и целей образования ребенка;

- возможность избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания;

— учёт возможностей договорных/партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка с учетом всех реалий школы, возможностей и притязаний семьи;

Для каждой конкретной школы:

- возможность иметь реальные целеуказания – общественный заказ – на реализацию индивидуальных образовательных программ;

- возможность иметь внешнюю оценку своей образовательной деятельности, качества образования;

- возможность иметь активных партнеров в реализации различных образовательных программ школы, в управлении развитием школы.

Итак, основным итогом второго этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

*Только после успешного осуществления второго этапа возможна реализация третьего и четвёртого.

Третий этапСОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. Здесь важно понятие общего вклада – т.е. разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.

Четвёртый этап – собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е. нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер, то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности.

Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Итак, результатами внедрения предложенной модели социального партнёрства родителей и школы могут служить следующие характеристики изменившегося статуса родителей:

Родители – просвещенные потребители образовательных услуг

• Родители – образовательный ресурс программы развития школы.

• Родители – организаторы социально значимых проектов с участием школы.

• Родители – просвещенные партнеры школы

• Родители – пропагандисты школы

• Родители – эксперты

• Родители – школьные управляющие

P.S. Предвижу скептические улыбки некоторых коллег и замечания, суть которых можно свести к фразе: «Мечтать не вредно!»

Действительно, мечтать не вредно, вредно НЕ мечтать и НЕ стремиться к чему-то лучшему!

Спасибо за внимание!

Использованная литература

«Педагогическое обозрение», газета Главного Управления Образования

г. Новосибирска (№4, апрель 2008).

2. Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования: Сборник материалов под общей редакцией

С.Г. Косарецкого, Москва, 2009