Доклад по теме Игровые приёмы как одно из средств активизации познавательной деятельнос

ПЛАН

Задачи воспитателя по развитию словесной речи, слуха и воспитанию глухих детей во внеурочное время.

Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников.

2.1 Роль игры в развитии речи, активизации познавательной деятельности и воспитании детей с нарушениями слуха и речи.

2.2 Сюжетно-ролевые игры, их значение.

2.3 Дидактические игры, чистоговорки, загадки, их значение.

3. Заключение.

1. Задачи воспитателя по развитию словесной речи, слуха

и воспитанию глухих детей во внеурочное время.

Жизнь коллектива невозможна без средств общения. Язык по своей природе связан с деятельностью коллектива. Потребность в общении является основным стимулом в овладении языком, и эта потребность всегда должна использоваться для формирования речи.

Язык является также средством формирования понятий морали, которые необходимы для воспитания нравственного поведения. Без использования языка в этих целях результаты воспитания оказываются недостаточными и легко разрушаются.

Но основное условие развития речи – это широкая речевая практика, обязательно выходящая за пределы урока.

Выполнение задачи по формированию речи может быть обеспечено лишь при условии, что язык для глухих и слабослышащих детей станет постоянным средством общения, используемым в любое время.

Формирование речи глухих детей во внеклассное время является частью общей работы школы-интерната для глухих и слабослышащих детей.

Одной из важных задач организации и проведения коррекционно-педагогической работы воспитателями во внеурочное время является активизация речевого развития учащихся с нарушением слуха, формирование различных форм коммуникации.

Для успешного решения этих задач необходима тесная взаимосвязь работы по формированию речи на всех без исключения уроках и во внеклассное время. Важно учитывать, что в непосредственном речевом общении потенциальные возможности детей овладеть языком возрастают.

В школах-интернатах для детей с недостатками слуха с первых дней создаются классные коллективы (группа – класс), что позволяет осуществлять наиболее эффективные воспитательные воздействия.

Специфическая особенность учебно-воспитательной работы с глухими или слабослышащими учащимися заключается в том, чтобы с первых дней организовывать общение с детьми на словесной основе.

Эффективность и качество развития речи учащихся повышается в условиях совместной деятельности учителей и воспитателей. Программа определяет содержание, примерный объём и направление работы по развитию речи воспитанников.

При этом подчёркивается необходимость учёта уровня общего и речевого развития детей конкретной группы, что обуславливает подбор специальных дидактических материалов, технических и наглядных средств. Так как основные методические подходы и требования к овладению всеми формами речи реализуются в процессе обучения, задача воспитателя – закрепить речевые навыки, полученные школьниками на уроках, дать новый речевой материал в процессе разнообразной внеурочной деятельности (режимных моментов, игр, экскурсий, различных видов труда и т.д.).

На всех этапах развития речи, начиная с подготовительного класса, воспитатель предусматривает создание слуховой среды на базе целенаправленного развития слухового восприятия при использовании электроакустической аппаратуры различных типов, прежде всего – индивидуальном использовании слуховых аппаратов. На первой ступени, в качестве вспомогательного средства, ускоряющего процесс накопления речевого материала, используется устно-дактильная форма речи, однако при этом основное внимание должно уделяться воспитанию потребности в устной коммуникации.

Во втором периоде обучения языку (1-3 классы), задача воспитателя – развитие словесной речи как общепринятого средства общения, способов общении, воспитания речевого поведения, речевой деятельности при соблюдении дифференцированного подхода к учащимся.

Третий период обучения (4-7 классы) направлен как на запоминание речевых средств, так и на осознание их смыслового содержания и структурного оформления применительно к различным ситуациям общения. Отдавая предпочтение языку слов при организации и проведении внеклассных мероприятий, воспитатель должен знать язык жестов, чтобы умело переводить имеющиеся у учащихся наглядные образцы в систему языковых значений, вводить преобразованное слово в активную речь учащихся.

Педагогическим коллективом должен быть выработаны единые требования к речи воспитанников группы, определён объём словаря для усвоения во внеклассное время, уточнён словарный материал, необходимый для проведения режимных моментов. Режим дня самым естественным способом, благодаря неукоснительному выполнению его обязательных элементов, создаёт условия для развития речи учащихся, т.к. в процессе выполнения режимных моментов все действия ребёнка должны сопровождаться необходимым речевым оформлением.

Большие возможности для развития речи заключены в самоподготовке учащихся. Во время самоподготовки дети закрепляют и повторяют изученный на уроках материал, кроме того, у них развиваются навыки самостоятельной работы.

Однако нельзя рассчитывать, что этими навыками дети овладевают без активного воздействия воспитателя. Воспитатель должен учитывать психологические особенности учащихся, уровень речевого развития. Его помощь должна быть своевременной, но не чрезмерной. Помогая учащимся, воспитатель должен вызывать и поддерживать у детей интерес к самостоятельной и активной деятельности.

Внеклассная работа по развитию речи должна быть разнообразной по содержанию, форме, организации и проведению. Знания детей, полученные как на уроках, так и в процессе внеклассной деятельности, углубляются и закрепляются в быту, в разных видах детской деятельности; одновременно и приобретаются новые знания и умения, необходимые в жизни.

Особое место занимает организация свободного от выполнения уроков времени учащихся. Задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый учащийся был включён, соответственно своим интересам, в деятельность, максимально обогащающую его умения и навыки, речевой опыт.

В свободное время мои учащиеся участвуют:

в различных видах общественно-полезного труда;

в мероприятиях, направленных на общее развитие (беседы, чтение художественной литературы, газет, журналов, просмотр телепередач и т.д.);

в кружках и спортивных секциях;

все дети посещают кружки «Юный пожарный», «Бисероплетение», танцевальный кружок, спортивную секцию;

в подготовке и проведении различных культурно-массовых мероприятиях (викторины, утренники, общешкольные тематические мероприятия, праздники, коллективные дни рождения).

Такая разнообразная внеурочная деятельность имеет особое значение для формирования навыков словесной речи. В её процессе у школьников расширяется словарный запас, улучшается произношение, закрепляются навыки устной и письменной речи, и, что наиболее важно, создаются неограниченные возможности для речевого общения.

В конкретных условиях каждой школы-интерната для неслышащих и слабослышащих детей можно найти немало различных форм организации внеклассной работы, содействующих активному усвоению словаря, накоплению речевого опыта, сознательному отношению к овладению словесной речи, как самому надёжному средству общения с окружающими.

2. Игровые приёмы, как одно из средств активизации

познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших

школьников.

2.1 Роль игры в развитии речи, активизации познавательной деятельности и воспитании детей с нарушениями слуха и речи.

В педагогической практике с глухими и слабослышащими школьниками широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речи и личность глухого и слабослышащего ребёнка, организуя игру, воспитатель в этой привычной и доступной для ребёнка форме деятельности общается с ним «на равных», завоёвывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные воспитателем, побуждают ребёнка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Ига и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние слабослышащего и неслышащего ребёнка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Всё это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения к развёрнутым высказываниям.

Игры привлекают детей своей занимательностью, в процессе игр у детей обязательно возникает потребность в словесном общении, так как игры проходят в коллективе.

В своих играх дети создают самих себя, строят свои характеры, а главное – учатся. Игры учат отличать хорошее от плохого. В игре дети открывают доброту и дружбу. Игра – это свободное время, а свободное время не свободно от воспитания.

Н.Г. Чернышевский пишет об игре:

«Кто хочет, чтобы дети сохранили нравственную чистоту, не должен убивать в них самостоятельность, подавлять в них наклонности, принадлежащие детству, детские игры будут пополнять их воображение».

Для наших детей игра является хорошим стимулом к закреплению речевого материала и овладению новым. В занятиях с нашими детьми во внеклассное время провожу все виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные, игры с игрушками. За последние годы методические игры всё решительнее завоёвывают симпатии воспитателей.

Появился целый цикл творческих игр, развивающих память, внимание, сообразительность, а главное – словесную речь детей.

Значительный опыт накапливается ребёнком в игре. Из своего игрового опыта ребёнок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития ребёнка.

Как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю: «А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру!». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.

Современные отечественные и зарубежные исследователи указывают на значение игры для развития у ребёнка когнитивных, аффективных и социальных сфер. В своих работах Д.Б. Эльконин (1978) останавливается на значении игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка; Л.С. Выготский, А.В. Запорожец указывают на развитие воображения, образного мышления в процессе игры; особенности влияния игры на умственное развитие детей рассматриваются в исследованиях М.А. Джапарижзе, Е.С. Махлах. Д.Б. Эльконин называл игру гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека. Игра есть деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения деятельности путём её воспроизведения, моделирования. Игра – деятельность, в которой усваивается самое разнообразное содержание и развивается психика ребёнка.

Важную роль игры в психическом развитии ребёнка в своё время отмечал и выдающийся психолог и дефектолог Л.С. Выготский (1967): «..игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создаёт зоны ближайшего развития. В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсировано виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения… По существу через игровую деятельность и движется ребёнок».

Игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием – а это залог здоровья. Игра как форма деятельности способствует развитию психических процессов, моторики, интеллекта, речи.

Формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании других приёмов воспитания.

Таким образом, игра единодушно признаётся уникальным средством всестороннего развития личности ребёнка с недостатками слуха, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений, является эффективным способом его воспитания, средством формирования навыков словесной речи и слухового восприятия.

2.2 Сюжетно-ролевые игры, их значение.

Существенное место в воспитательном процессе отвожу сюжетно-ролевым играм. В этих играх дети берут на себя определённые роли, и, используя различные игровые предметы, воспроизводят жизнь, деятельность и взаимоотношения взрослых людей. В ходе этих игр у детей совершенствуется и развивается воображение, мышление, речь, налаживается речевое общение, формируются нормы общественного поведения, закладываются определённые личностные качества. В процессе этих игр я сначала сама, а затем вместе с детьми определяю роль каждого в игре.

Сюжетно-ролевые игры содействуют речевому развитию детей.

К каждой ролевой игре подбираю определённый словарь:

1. слова и словосочетания, которые нужны для общения при организации самой игры (Игра называется, «Кто будет покупателем (продавцом)?», «Слава будет покупателем», «Лиза – кассир»);

2. слова, обозначающие термины, характерные для данной темы игры («Магазин», «Дать сдачу», «Заплатить деньги», «Взвесьте, пожалуйста») и обязательный для усвоения в связи с конкретной сюжетно-ролевой игрой;

3. слова и словосочетания, которые уже знакомы детям и закрепляются в ходе данной игры (килограмм, деньги, заплатил, заверните, дайте и др.).

В начале требую от детей отражённого повторения готовых речевых образцов, а затем добиваюсь самостоятельного употребления их в игре.

Речь детей во время сюжетно-ролевой игры в центре внимания. Моя задача состоит в том, чтобы, используя потребности детей в общении, помогать им словесно выразить свои мысли. Игры такого типа требуют использования приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах, одновременно развивается речь детей. Подготовка к игре и сама игра в конечном счёте способствует запоминанию лексического материала, используемого в игре, включению его в активную речь, перенесению опыта ведения диалога из игровой деятельности в реальную действительность.

Мои дети очень любят читать книги. Один раз в неделю мы ходим в школьную библиотеку брать новые книжки. После проведённой беседы о библиотеке дети играли в игру «В библиотеке».

Беседа «Библиотека»

В какой библиотеке ты записан?

Я записан в школьной библиотеке.

Часто ты обмениваешь книги?

Я обмениваю книги один раз в неделю.

В какой день недели ты ходишь в библиотеку?

Я хожу в библиотеку по понедельникам.

Какую книгу ты сейчас читаешь?

Я читаю сказки А.С. Пушкина.

Как надо вести себя в библиотеке?

Спокойно, громко не разговаривать.

На каком этаже находится школьная библиотека?

Школьная библиотека находится на первом этаже.

Кто выдаёт книги в библиотеке?

Книги выдаёт библиотекарь.

Как зовут нашего библиотекаря?

Нашего библиотекаря зовут Анна Александровна.

Как называют людей, которые приходят в библиотеку?

Их называют читателями.

В нашей библиотеке уютно?

Да, в нашей библиотеке уютно и всегда чисто.

Кто помогает в библиотеке выбирать тебе интересную книгу?

Библиотекарь.

Расскажи, что есть в библиотеке?

В библиотеке есть разные газеты, журналы, книги для взрослых и детей.

Где лежат книги?

Книги лежат на стеллажах, полках и в шкафах.

Как расположены книги на полках?

В алфавитном порядке.

О чём бывают книги?

Книги бывают о природе, животных, людях.

Ты любишь читать?

Да, особенно люблю читать сказки.

Где записывает библиотекарь выбранную книгу?

В читательском формуляре.

Как надо обращаться с книгой.

Книгу надо беречь, не загибать и не вырывать листы, не брать книгу грязными руками.

Игра «В библиотеке»

(библиотекарь, читатели)

1-й читатель и библиотекарь

Что ты хочешь?

Я хочу обменять книгу.

Какую книгу ты хочешь взять?

Я хочу взять книгу «Кот в сапогах».

Иди, выбирай.

Запишите мне эту книгу.

Распишись.

2-й читатель и библиотекарь

Я уже прочитал(а) свою книгу и хочу взять другую.

Какую книгу ты прочитал(а)?

Я прочитал(а) книгу «Русский лес».

О чём она?

Эта книга о красоте русского леса зимой, летом, осенью и весной.

Иди, выбирай себе другую книгу.

Я выбрал(а).

Распишись.

3-й читатель и библиотекарь

Ты уже прочитал(а) книгу?

Нет ещё. Продлите, пожалуйста, срок.

Хорошо, я запишу тебе эту книгу ещё на неделю. Распишись.

4-й читатель и библиотекарь

Я болел. У меня нет книги. Я хочу книгу о животных.

Вот посмотри, может тебе эта понравится?

Да спасибо. Запишите мне её.

Распишись.

В основу метода проведения игр всегда вкладываю золотое правило:

«Насколько возможно, всё делать доступным чувствам, именно:

что можно видеть – зрению,

что можно слышать – слуху,

запахи – обонянию,

что имеет вкус – вкусу,

осязаемое – осязанию».

Дети осматривают, ощупывают, нюхают, пробуют, слушают и результаты воспринятого отражают в слове.

Так в игре «Накрыть стол к чаю», ребёнок приходит в частое повторное общение, вследствие чего предметы легко воспринимаются, запечатляются в памяти. Каждый предмет имеет своё имя, каждому действию присущ свой глагол. Все предметы, выбранные для игры, хорошо известны детям и практически связаны с их жизнью, рассматриваются и по существу их ведётся беседа. Предметы выставляются на стол. Дети рассматривают, сравнивают, описываю их.

Во время этой игры дети приобретают новы понятия и слова из общего смысла речи.

2.3 Дидактические игры, чистоговорки, загадки, их значение.

Дидактические игры разработаны специально для закрепления знаний по различным дисциплинам во внеурочное время.

Используя дидактическую игру во внеурочное время, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушением слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, одновременно непроизвольно активизируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в выполнении цели. Дидактическая игра создаёт приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребёнку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируя деятельность школьника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и т.п. Дети непринуждённо переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач. В процессе игры удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их могут не интересовать.

Дидактические игры сопровождаются творческими заданиями: составить рассказ по опорным словам, составить предложение.

Игра проходит ещё живее и интереснее, когда в неё вношу элементы соревнования, КВН.

КВН провожу по воскресеньям с параллельным классом. Сюда включаю задания по школьным предметам, в том числе по русскому языку и математике. Дети сред карточек, разложенных на столе, находят существительные, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО? Существительные одушевлённые записывают на доске в один столбик, а неодушевлённые в другой.

КТО?ЧТО?

кроликмашина

Саша тетрадь

По другим карточкам даю задание сказать:

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО КТО ДЕЛАЕТ?

Дети смотрят на карточки и говорят, отвечая на мои вопросы:

ПРИЛЕТЕЛ ГОЛУБОЙ ВЕРТОЛЁТ.

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ БЕГУТ И СМЕЮТСЯ.

Затем ученик читает задачу в стихах:

«Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал пять окуней.

Рыбак Сергей – трёх карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?»

Учащиеся хором читают задачу на плакате и выигрывает та команда. Которая первой посчитает рыб.

На закрепление слов, обозначающих название предметов, использовала игру «Сколько слов?».

Прочитать как можно больше слов:

К КОЛЕСО ЛЕС СОК СОКОЛ СЕЛО

О О

С Л

Е

При чтении, для развития памяти, проводила игру по знакомым сказкам, рассказам, стихотворениям. Выписывала на карточки отдельные предложения. Дети читают карточки и говорят, из какой сказки этот отрывок.

При закреплении гласных букв проводила игру «Угадай».

На одной стороне карточки написано: «Посуда», а на другой рисунок. прочитав, дети отгадывают, что из посуды нарисовано на обратной стороне. Затем дети делят слова на слоги и называют гласные.

Проводила игру на закрепление предлога «У» по «Зоологическому лото». Например, дети говорили: «Это жираф, у него длинная шея». Дети придумывали предложения по картинкам из лото со словами мужского, среднего и женского рода с предлогом «У».

Игры способствуют выработке навыков чистоты и ясности произношения, детей увлекает участие в играх. Эти игры развивают органы речи и слуха и восприятие правильного звука, правильный артикуляционный уклад, необходимый для его воспроизведения.

Например, игра «Кто это?».

Цель: закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного произношения.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры:

Показываю картинки с изображением животных и птиц. Дети подражают крику животного и его движениям, остальные дети отгадывают, какое это животное.

Игры для формирования правильного звукопроизношения использую как попытку вызвать правильный звук, для автоматизации и дифференциации звуков.

ИГРА «СВИСТИТ – ШИПИТ».

ЦЕЛЬ: Дифференциация звуков С – Ш, З – Ж.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Показываю картинки, а дети произносят тот звук, которому соответствует предмет, изображённый на картинке.

Показываю свисток, а дети произносят С-С-С, насос – С-С-С, мышь – Ш-Ш-Ш.

Обращаю внимание на то, что при произнесении звука С – язык внизу, а при произнесении Ш – вверху.

Во время игр использую потешки, чистоговорки, считалки, которые заучиваю с детьми наизусть. Выученные потешки, чистоговорки служат целям автоматизации и дифференциации определённых звуков в самостоятельной речи. Чистоговорки произносим коллективно и индивидуально. При коллективном чтении дети вслед за мной повторяют чистоговорку в заданном темпе (замедленно, быстро), с определённой степенью громкости.

Чистоговорки на отработку звука Ж:

«ЖУЖЖИТ ЖУЖЕЛИЦА, ЖУЖЖИТ, КРУЖИТСЯ».

«Я ЖУК, Я ЖУК

Я ТУТ ЖИВУ,

ЖУЖЖУ, ЖУЖЖУ,

ГЛЯЖУ, ЛЕЖУ,

Я НЕ ТУЖУ,

ВСЮ ЖИЗНЬ ЖУЖЖУ».

Чистоговорки на отработку звука С:

«ВЁЗ СЕНЬКА САНЬКУ С СОНЬКОЙ НА САНКАХ,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст