Доклад о сохранении и укреплении здоровья в школе-интернате

Доклад о сохранении и укреплении здоровья в школе-интернате.

Понятие «Здоровье» имеет множество определений. Но мы остановимся на определении, которое дано Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

В настоящее время очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьников. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Анализируя физическое и психическое здоровье воспитанников, поступающих в нашу школу, можно отметить увеличение количества детей с разнообразными нарушениями зрения, осанки, с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, расторможенные дети. Поэтому возникает необходимость создания такой системы работы, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию у них привычки здорового образа жизни.

Дети с недостатками в интеллектуальном развитии в силу особенностей психофизического состояния ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений валеологического характера. Наиболее приоритетный канал формирования привычек здорового образа жизни для них — педагогический. Он ориентирован на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы сознания — познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентированную и деятельностную, чтобы в итоге сформировать у учащихся ответственность за свое здоровье и умение поддерживать его.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются правил здорового образа в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для умственно отсталых школьников, имеющих недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:

рациональное питание;

личная гигиена;

оптимальный двигательный режим;

отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);

закаливание организма;

положительные эмоции.

Как уже было сказано, именно педагог должен способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни.

Воспитание культуры поведения

Лечебно-профилактические мероприятия

Физическая культура и спорт

Формирование здорового образа жизни

Учебно-воспитательная работа

Оздоровительные мероприятия

 

Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:

Лечебная физкультура;

Диспансеризация, контроль часто болеющих детей;

Физиолечение;

Массаж – лечебный, профилактический;

Оздоровительные мероприятия:

Пребывание детей в санаториях различной направленности;

Профилактические прививки;

Ионизация воздуха при помощи люстры Чижевского;??????

Физиопроцедуры , ингаляции;

Соблюдение норм санпина;

Воспитание культуры поведения:

Гигиена тела;

Культура питания;

Культура общения;

Воспитание нравственности;

Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Физическая культура и спорт:

Физкультурные досуги и развлечения

Дни здоровья; турпоходы;

Занятия в спортивных секциях;

Обучение плаванию;

Участие в спартакиадах и соревнованиях;

Учебно-воспитательная работа:

Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:

обязательный учет возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха;

проведение физкультминуток, пауз с пассивным отдыхом;

реализацию потребностей ребенка в движении;

комфортность обучения; на уроках присутствует доброжелательная обстановка

учащиеся должны иметь возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, не бояться ошибок;

эмоциональная напряженность снимается с помощью введения игровых технологий, оригинальных заданий, исторической справки, сообщения учащимся основных этапов и элементов данного урока;

предлагаемые задания разбиваются учителем по уровням (ориентация на успех);

разнообразие форм учебной деятельности снимает усталость от однотонности учебного труда школьника;

обучение учащихся рациональной организации труда способствует здоровьесбережению.

Казалось бы, что в нашей школе все основные компоненты ЗОЖ соблюдаются, однако существуют и пробелы.

Большую часть времени наши воспитанники проводят в школе за партой (уроки, самоподготовка, коррекционно-развивающее занятие), из-за невозможности принять комфортную позу и из-за слабого разнообразия видов учебной деятельности, у учащихся появляется дискомфорт в беспокоящих ребёнка частях тела – в спине, ногах, в области затылка. Для успешного усвоения учебного материала ребёнку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

С целью снижения риска развития различных нарушений, повышения работоспособности учеников, необходим специальный двигательный режим, который включал бы:

организованный активный отдых на перемене;

спортивный час на свежем воздухе;

проведение полуторачасовых прогулок с подвижными играми или спортивными соревнованиями. Исследования показали, что проведение спортивных часов на свежем воздухе позволяет повысить умственную работоспособность, компенсировать до 40% биологическую потребность детей в движении.

Кроме двигательного режима необходимо включить динамические паузы, которые включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.

Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 3 — 5 минут любого урока идет привыкание к учителю предмету. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и еще больше снижается интерес к происходящему в классе.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:1. 5-25-я минута — 80%;2. 25-35-я минута — 60-40%;3. 35—40-я минута — 10%.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков в нашей школе проводятся занятия, дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Социально-психологической службой ежегодно проводится профилактическая неделя против табакокурения, алкоголизма и наркомании, с привлечением районного нарколога, инспекторов по делам несовершеннолетних.

А также в школе в течение всего учебного года, а также в летний период проводятся дни здоровья, турпоходы. Медицинскими работниками выпускаются методические бюллетени по профилактике различных заболеваний.

Валеологические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни валеологической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1.

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11 -15 мин

Более 15 мин

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже, чем

через

7 -10 мин

Смена через

11 -15 мин

Смена через 15-20 мин

5.

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6.

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

Нет

8.

Место и длительность применения

ТСО

В соответствии с

гигиеническими

требованиями

С частичным

соблюдением

гигиенических норм

В произвольной форме

9.

Чередование позы

Поза чередуется в

соответствии с

видом работы.

Учитель наблюдает

за посадкой

учащихся.

Имеются случаи

несоответствия позы

виду работы. Учитель

иногда контролирует

посадку учащихся.

Частые

несоответствия

позы виду работы.

Поза не

контролируется

учителем.

10

Наличие, место, содержание и

продолжительность

физкультминуток

На 20 и35 мин Урока по 1 мин из

3-х легких

упражнений с 3 — 4

повторениями

каждого

1 физкультминутка с

неправильным

содержанием или

продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают

положительные

эмоции

Имеются случаи

отрицательных

эмоции. Урок

эмоционально

индифферентный

Преобладают

отрицательные

эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин

Валеологические требования к уроку

Валеологическая оценка урока проводится по следующим показателям. При этом используются данные хронометражных наблюдений.

Плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу).

Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров).

Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах).

Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности).

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения (ТСО), самостоятельная работа).

Место, длительность и условия применения ТСО.

Частота чередования видов преподавания.

Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок (поговорка, веселое четверостишие, юмористическая или поучительнаякартинка, музыкальная минутка, притча и т.п.).

Соблюдение правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Наличие, место, содержание и длительность физкультминуток.

Момент снижения учебной активности школьников как показатель утомления.Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.