Доклад Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 VIII вида»

Доклад

«Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида»

Подготовила воспитатель

Муринцева Лидия Ивановна

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, — важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно- административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список используемой литературы.

Каджаспирова Г.М. Педагогика – М.:Гардарики, 2007.

Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.

Скалеренко А.Б. Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006.

Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Гардарики, 2000.

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1998.

Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.

Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.