Доклад Нравственное воспитание через образ матери в русской и тувинской литературе

Доклад на августовское совещание учителя МОУ СОШ №1 г.Шагонара

Монгуш Ч.М. (2012г)

Нравственное воспитание через образ матери в русской и тувинской литературе.

В быстро меняющемся мире растет и развивается маленький человек… Что ждет его? Как реализовать свои способности, найти пути взаимодействия с окружающим миром? Большая ответственность ложится на воспитателей ребенка — семью, школу, общественность. Чем раньше перед ребенком раскроется сущность моральных ценностей, нравственных качеств, тем богаче и правильнее будут его представления о мире, о собственном предназначении.Формирование и развитие гармоничной личности предпологает осознание себя частицей Родины, общества, коллектива, осознание обязанностей в отношении себя и окружающих. Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание на примере уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале.

По моему глубокому убеждению, человек, любящий и уважающий свою мать, понимающий всю глубину материнского самоотречения ради своих детей, не сможет быть безнравственным человеком. На всём протяжении изучения курса литературы в школе с 5 по 11 класс, особое внимание уделяю урокам, посвящённым образу Матери.

Работая над данной проблемой, ставила перед собой следующие задачи:

1)изучить программу и выявить произведения, в которых звучит тема материнства раскрывается образ матери;

2)подбирать произведения для внеклассного чтения;

3)подбирать материал для проведения внеклассных мероприятий по данной тематике.

Работа над проблемой идёт по следующим направлениям:

1)на уроках литературы при изучении и обсуждении программных произведений внимание учащихся акцентируется на образе матери, даже если он не является основным в самом произведении;

2)разработка планов-конспектов по внеклассному чтению;

3)проведение внеклассных мероприятий на данную тему;

4)проведение творческих работ.

Акцентирование внимания учащихся на образе матери при изучении программных материалов.

В 5 классе при изучении темы «Пословицы и поговорки» даётся задание учащимся найти и выучить пословицы и поговорки о матери не только на руссом, но и на тувинском языке ; проиллюстрировать понравившуюся пословицу, написать на основе этой пословицы небольшой рассказ или сказку. В 5 А классе дети подобрали такие пословицы как: При солнышке тепло, а при матери добро, Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха. Птица рада весне, а младенец матери. Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота. На вопрс — А теперь скажите , кто знает тувинские пословицы о матери? Дети также начали говорить пословицы, например, Чего мать не видела – дочь увидит. Чего отец не видел – сын увидит. Из облаков луч солнца нежно светит. Взор матери милей всего на свете. Мать о детях заботится, дети – в степи торопятся.

Сравнивая данные пословицы, дети делают вывод: пословицы и поговорки -

1. Это жанр УНТ , а произведения устного народного творчества украшают нашу речь.

Они создавались народом и передавались из уст в уста.

В них хранится и передается народная мудрость.

4. Они учат уважать, помогать и любить матерей.

При изучении отрывка из романа Л.Н. Толстого «Петя Ростов» обращаемся к страницам самого романа, где описывается состояние матери после гибели сына.

На уроке литературы в 6 классе по теме «Стихотворение Д. Мережковского «Мать» учащиеся получают задание привести примеры самопожертвования среди животных из жизни или на литературном материале и написать об этом — в классе проводится конкурс творческих работ.

При изучении Библии отдельный урок посвящается Богоматери.

Теме материнской любви во всех видах искусства придавалось и придается особое значение. Известно, что прообразом Матери является Дева Мария, Богоматерь. В русском искусстве этот образ занимает особое место. Любовь и почитание к Богоматери возникли с первых веков принятия христианства на Руси: церкви, календарные праздники, исконны и молитвы посвящены Пресвятой Деве.

В 7 классе при изучении повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» особое внимание учащихся обращается на сцену прощания матери с сыновьями (сцену прощания должен прочитать сам учитель). Проводится диспут «Оправдано ли такое отношение к материнским чувствам?»

Образ матери рассматривается при изучении творчества Н. Некрасова («Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос»), Л. Толстого («Детство»),

Е. Носова («Живое пламя»).

В 8 классе изучение рассказа К. Паустовского «Телеграмма» полностью посвящено теме Матери.

Произведение Паустовского затрагивает одну из нравственных важнейших проблем – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

– Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Почему?

– Каким образом добился этого автор? Давайте сравним предложения.

Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и все перебирала бумажки. Катерина Петровна молчала, сидя на диване, сгорбленная маленькая и все перебирала какие-то бумажки. Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась, скользила по виску, запутывалась в волосах слезинка. Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, запутывалась в седых волосах одна единственная слезинка.

– Чем отличаются эти предложения? (Использованием эпитетов, определений.)

Содержание уроков внеклассного чтения по теме:

«Мать – высокая звезда»

Тема 1. 7класс.

«Одна у человека мать, и одна у человека родина». По сказке М. Горького «Мать изменника» и «Балладе о партизанке» Л. Татьяничевой.

Слияние понятий «мать» и «Родина-мать» в единое целое. Трагический конфликт между материнским чувством и гражданским чувством долга.

Тема 2. 8класс.

«Я поздно понял…» Из цикла «Маленькие рассказы» Е. Ауэрбах.

Дружба матери и сына. Духовное богатство и душевная теплота в общении матери с маленьким сыном. Самостоятельная жизнь повзрослевшего героя рассказа, потеря матери. Мотив покаяния героя рассказа.

Тема 3. 9класс.

Мать – высокая звезда». По поэме Р. Гамзатова «Берегите матерей».

Р. Гамзатов – поэт, воспевший Женщину-мать, первоначало жизни на земле. Пронзительный образ матери в поэме «Берегите матерей». Философское раздумье о жизни и смерти, о радостном и печальном, о «начале всех начал».

Тема 4. 10класс.

«Вы все будете жить…» Скорбящая Мать ( По повести В. Закруткина «Матерь человеческая», Ч. Айтматова «Материнское поле»);

Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» — гимн простой русской женщине, бессмертию рода человеческого, великому разуму жизни. Чистота и праведность образа Марии, высота и сила ее духа, выкованного в невыносимых страданиях. Жизнь – трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. Ассоциация образа Марии с образом России, великой в духовной мощи. Христианские мотивы в повести.

В центре произведения образ Матери: земной матери Марии и евангельской Богоматери. Писатель сопоставляет и противопоставляет жизнь женщин, переживших одинаковую трагедию: «Смерть сына– тяжкое, неизбывное горе для матери»,но «Разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе?»

Стимулом к жизни для земной Марии становится еще не родившийся ребенок. В утробе матери – символ новой жизни: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить…»

Особое значение при анализе образа Богоматери играет имя. В канонических евангелиях авторы обращаются к Богородице как Дева Мария, Матерь, Матерь его, жена Иосифа. В то время как имя «Мария» имеет несколько значений, которые, не теряя связи с евангельской Богоматерью, реализуются в произведениях русской литературы ХХ век. В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, сопоставленная писателем с евангельской Марией, как «святая и возвышенная». Значение имени «Мария», кроме библейского варианта «матери Иисуса Христа», от древнееврейского – «противиться, отвергать»; «святая, высокая, печальная»; «превосходство, госпожа».

Образ Марии в повести В. Закруткина относится к типу скорбящей матери и в контексте произведения реализует значение имени «противиться, отвергать»: женщина противится смерти, страху, боли.

Она, как мать Христа и это ее — «Хождение богородицы по мукам». Мир для Марии сопоставим с адом: «Ей (Марии) казалось, что все вокруг гудит: и небо, и земля, и что где-то в самых недоступных глубинах земли тоже не прекращается это тяжкое, смертное гудение». Повесть «Матерь человеческая» является символом гибнущей цивилизацией, спасти которую может только любовь и милосердие.

Еще одно значение Матери, которое реализуется в повести «Матерь человеческая» это всеобщая мать. К Марии идут животные, чудом выжившие на сожженном немцами хуторе, к ней выходят дети из ленинградского детского дома. «Голубяточки мои… Деточки родные… Выходите все… Все выходите… Я вас накормлю, напою, искупаю… Мы будем жить вместе… Я одна, совсем одна… и голоса человеческого давно не слышала…» . Мария принимает детей как родных: «А я и есть ваша мама,– глухо сказала Мария.– Был у меня один-единственный сыночек, а теперь вон вас сколько, и все славные, хорошие деточки…» .

В другой литературе образ скорбящей матери появляется в повести Ч. Айтматова «Материнское поле». Основной темой произведения является война. Образ Матери у Ч. Айтматова многозначен. Во-первых, это мать, родившая ребенка (героиня повести Толгонай проводила на войну трех своих сыновей и всех троих потеряла). Во-вторых, народная мать: вспоминая детей Толгонай гордится, и понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья».

Рефреном в повести звучит мысль о силе материнской любви, как способной объединять, роднить, воскрешать: «Я проглотила хлеб со слезами и подумала: «Хлеб бессмертия, ты слышишь, сын мой Касым! И жизнь бессмертна, и труд бессмертен!» .

Тип скорбящей матери в повести Ч. Айтматова «Материнское поле» реализуется в образе Матери, потерявшей троих сыновей и мужа на войне и в образе Матери-Земли, которая впитала в себя кровь всех убитых: «Земля, мать-кормилица, ты держишь всех нас на своей груди, ты кормишь людей во всех уголках света».

Народную мать и Мать-Землю (всеобщую мать, скорбящую мать) объединяет писатель одним вопросом: «А как же быть с другими, со всеми людьми, живущими на белом свете? Как дойти до сердца каждого человека?». Айтматов показывает неразрывную крепкую связь человека и природы в том виде, в каком она должна быть: к солнцу, туче, земле обращается мать человека за помощью, но мать-земля отвечает: «Нет, Толгонай, ты скажи. Ты – Человек. Ты выше всех, ты мудрее всех! Ты – Человек! Ты скажи!».

Тема 5.10 класс.

«Такого не должно быть» По рассказу В. Дёгтева «Мы с братом».

Ответственность за поступки свои и близких людей. Трагедия несостоявшегося материнства.

Тема 6.11класс.

«Судьба матери в условиях тоталитарного режима»браз матери и трагедия народа в поэме А.Ахматовой «Реквием»

 - жемчужина женской прозы эпохи сталинизма. Жестокая правда того времени, описание страданий матери, сын которой оказался в тюрьме. Нравственная высота человеколюбия главной героини, сострадание к людям и вера в них.

Поэма имеет реальную основу: 2 года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев, в 1939 – второй арест сына и мужа. Поэма «Реквием» — это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Об этом говорит автор в предисловии к поэме – о моральном долге перед своими «сестрами по несчастью», о долге памяти перед безвинно погибшими:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь


Под кровавыми сапогами


И под шинами черных марусь.


 Описать все ужасы ежовщины попросила ее незнакомая женщина, так же, как и Ахматова, стоявшая в тюремных очередях. Поэтесса откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь как она сама говорит:
 Я была тогда с моим народом,
 Там, где мой народ, к несчастью, был.
 Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:
 Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
 Я бы так не могла, а то, что случилось,
 Пусть черные сукна покроют,
 И пусть унесут фонари…
 Ночь.
 Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. В поэме расширены временные и пространственные рамки сюжета, которые показывают общечеловеческую трагедию. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей».
 Арестовывают невинных людей, и все сильнее матери невольно обращаются к смерти. После «каменного слова» — приговора – нужно научиться дальше жить, надо убить память, сделать душу окаменелой. И мать снова думает о смерти, как о спасении, только о смерти своей. Лишь смерть сможет спасти ее от страданий и от душевной пустоты, так как эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына. Но она понимает, что это не выход, и не позволяет смерть унести с собой:

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,


Ни милую прохладу рук

Ни лип взволнованные тени,


Ни отдаленный легкий звук,


Слова последних утоливший.


Получается, надо жить ради того, чтобы назвать поименно тех, кто погиб в сталинских застенках, помнить, вспоминать всегда и везде стоявших «и в лютый холод, и в июньский зной под красною ослепшею стеной». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

Чтение стихотворения С.Есенина «Письмо матери».

Беседа по вопросам.

1) Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? («От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… — это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» — писал исследователь Марк Щеглов)

2) Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.)

3) Разберемся в лирическом сюжете. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)

4) Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» — все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)

5) В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)

6) Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)

7) Рассмотрите стихотворение с точки зрения его композиции. Каково в нем назначение любимого есенинского кольцевого оформления? Почему «кольцо» включает в себя не первую, а вторую и последнюю строфы? Дословно ли повторение? В чем заключаются нюансы изменений в последней строфе? Что они вносят в ее смысл и звучание? (Первая строфа по законам жанра (это послание, письмо) – обращение к адресату с приветствием и пожеланиями добра («пусть струится над твоей избушкой…»), вторая и третья задают тему, развивающуюся в стихотворении. В результате развития темы («Ничего, родная! Успокойся…»), естественно, словесная формула меняется с «Пишут мне, что ты … загрустила… ходишь…» на «Не грусти… не ходи».)

8) Итак, рассмотрев композицию стихотворения, мы выяснили, что это письмо. А что вы знаете о письме, об эпистолярном жанре? Приведите примеры.

О чем заставил задуматься нас С.Есенин? Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе жизни, своего рода подведение итогов, так ли это?

А.Даржай « Матери.Венок сонетов»

Старая мать

 

Когда старушка летом и зимой

Бредет с вязанкой хвороста домой

И в полдень яркий и в вечерний час –

Всегда одна, за ней десятки глаз,

Наполненные жалостью, глядят.

Но жжет ее нещадно каждый взгляд

Ей кажется: все стали презирать

Ее за сына, бросившего мать.

Внеклассные мероприятия.

5-6 классы.«При солнышке тепло, при матери – добро» — утренник с приглашением мам. К празднику ученики готовят подарки мамам – красочно оформленные сочинения «Моя любимая мама».

7-8 классы. Вечер- представление «Знакомьтесь: моя мама».

Каждый ученик представляет свою маму и дарит ей свое стихотворение.

9-10 классы. «Очень трудно матерью быть» — литературный вечер.

«Восславим женщину-мать» — литературно-музыкальная композиция.

К.А. Старцева (Северодвинск)

интерпретировать проблемы борьбы Добра и Зла, которые в русской литературе были и остаются «вечными».

Список литературы:

Айтматов Ч. Материнское поле/ Приложение к журналу «Сельская молодежь», тт. 4-5. М., 1963, 512 с.

Айтматов Ч. Тавро Кассандры: Роман, повести. СПб., Азбука-классика, 2007

Белова Д.Н. Образ Богоматери – эстетический идеал православия// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – ?5. – 2001. – С. 84-94.

Закруткин В. Матери человеческая. Повесть. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985.

Петровский Н.А. Словарь русских личных имен// Спец. науч. ред. О.Д. Митрофанова. – 3-е изд., стереотип. М., Русский язык, 1984, 384 с.

Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО «Совершенство» – «Port-Royal», 1997.

Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом

характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к

моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой

культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на

уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных

человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки

окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок,

наблюдая, слушая, читая. включает в

себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа

о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге,

родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание