Доклад на темуДинамика развития познавательного интереса в системе УНПО

Экспериментально выявлена динамика и зависимость сформированности познавательного интереса от уровня осознания учащихся учреждений НПО, его ценности при реализации инновационной образовательной программы в рамках национального проекта «Образование».

Вот уже 68 лет система начального профессионального, пройдя через сложные финансово-организационные испытания последних 10 лет, доказывает свою жизнеспособность. Она по-прежнему является основной кузницей трудовых резервов России.

В настоящее время существует еще множество нерешенных проблем, которые стоят перед начальным профессиональным образованием, но нужный результат их решения будет тогда, когда за дело возьмутся люди, в этом кровно заинтересованные, умеющие уже сегодня с позиции дня завтрашнего нащупать эти проблемы и найти самые главные точки приложения сил. Преподаватели ПЛ-12 в своей сегодняшней деятельности пытаются приобщить молодое поколение к культуре современного общества и в процессе обучения развивать личность, так как в настоящее время рынок труда в России претерпевает серьезные изменения. Эти изменения предъявляют новые требования к системе НПО.

Рынок труда сегодня выбирает наиболее подготовленных, компетентных специалистов и оставляет невостребованными специалистов, не обладающих практическими навыками и опытом работы, хотя и имеющих документы о престижном образовании и обучении.

Одним из эффективных способов удовлетворения современных требований на рынке труда является внедрение инновационных образовательных технологий, особое место среди которых занимает модульная технология профессионального обучения, над ко-торой и трудится педагогический коллектив нашего училища. В настоящий период общая тема метод, обучения

в ПЛ-12 звучит следующим образом: «Разработка и внедрение новых форм и методов обучения, оценки качества знаний учащихся при подготовке специалистов повышенного уровня квалификации».

В своей деятельности педагоги делают основной акцент на познавательный интерес.

Это особая избирательная направленность личности на процесс познания, характер которой выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью учащегося к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. Нами проведена исследовательская работа в виде тестирования среди учащихся по специальности «Портной», «Оператор ЭВМ», «Автомеханик» (1,2,3 курсы по каждой специальности). Результаты отображены в таблице 1.

Чтобы дать интерпретацию таблице, мы начертили кривую, которая отражает приоритетную мотивацию в процессе обучения учащихся по спецдисциплинам (рис.1, 2).

Из рис. 1 (контрольная группа) мы видим, что учащиеся на первом курсе отдают приоритет факторам №1 и 5 «доступный материал» — 30%, «легко учится» — 30%, но к третьему курсу на первый план выходит фактор №4 «нравятся практические работы» —30%).

В сравнении с рис. 1, рис. 2 (экспертная группа) отличается в приоритетах, а также в процентном отношении. Высшая точка положительного отношения к спецдисциплинам соответствует такому факто-

ру, как №4 «нравятся практические работы» — 33,3%, т.е. основные стимулы формирования познавательного интереса. Второе место занимает №2 «тем, как его излагает преподаватель» — 31,6%.

Есть и общее в контрольной и экспериментальной группах: на первом курсе учащихся привлекает доступность материала и легкость в обучении, к третьему курсу на первый план выходят мотивы, связанные с овладением будущей профессией.

Логику учебного процесса мы пытались связать с логикой развивающего обучения, в котором каждый элемент помогает решать учебные проблемы и развивает учащихся, в том числе формирует и укрепляет их познавательные интересы.

Познавательный интерес все более глубоко исследуется как аккумулятор и активатор деятельности, оставляющий значительное последствие в сознании, переживаниях, отношении учащихся кучению, учебному процессу, учителю, соучастникам познавательной деятельности, социальным, духовным, моральным ценностям, к которым они приобщаются.

К числу основных параметров, на основании которых можно оценить, насколько интересными для учащихся являются различные виды их деятельности на уроке, относят следующие:

сосредоточение учащимися внимания на учебной ситуации: проявления внимания; включенность в работу; обращение к преподавателю с вопросами;

осознание смысла деятельности: проявление интереса к сообщаем

ой информации; желание отвечать,

задавать вопросы, выполнять задания; проявление положительного эмоционального отношения к ситуации урока;

осознание потребности: активное участие в работе группы; стремление действовать должным образом; проявление дисциплинированности; стремление сориентироваться, выяснить, что и как делать;

постановка учащимися цели: стремление к самостоятельной постановке цели; участие в составлении плана работы; интерес к проявлению инициативы однокурсников; формулирование целей опытов, наблюдений, постановка вопросов;

стремление к цели: стремление к активному участию в решении учебных проблем; целеустремленность в выполнении самостоятельной работы; самостоятельное (без принуждения) выполнение записей при чтении учебника, слушании преподавателя и т. п.; желание выполнять задание старательно, с выдумкой: желание оказать помощь однокурснику, обратиться с вопросами к преподавателю;

осуществление обратной связи (уверенность в правильности действий): проявление интереса к сообщаемой преподавателем и однокурсниками информации; стремление к анализу и самоконтролю своих действий, попытки найти ошибку в своих рассуждениях, действиях; обращение к помощи учебника, преподавателя, однокурсников; доброжелательное отношение к помощи преподавателя, его советам, оценкам;

отношение к процессу и результату своей работы: появление положительных эмоций, связанных с учением; выражение огорчения в свя-зисотвлечениямиот работы (звонокс урока, нарушение дисциплины и т.д.); внимание коценке своей деятельности преподавателем, однокурсниками; желание работать в темпе, общем для группы, соблюдать предъявляемые требования; добросовестное выполнение домашних заданий и т.д.

Некоторые преподаватели на уроках спецдисциплин используют разнообразные игры, применяя их как средство пробуждения интереса к учению.

Эмоциональная обращенность игры позволяет усвоить значительный объем информации, углубить в сравнительно небольшое время, систематизировать знания. Но непременным условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала урока.

Делая выводы, можно утверждать, что познавательный интерес к спец-дисциплинам и к самой профессии является у выпускников третьих курсов одним из сильных мотивов учения.

Подводя итоги динамики развития познавательного интереса на уроке, мы считаем, что общая тенденция изменения интереса на любом уроке не должна выражаться нисходящей линией. Любой урокдолжен оставлять благоприятное впечатление у учащегося. Самому уроку, в структуре его материала, заданий, самостоятельных работ, в их расположении необходима логика, способствующая нарастанию трудностей, ведущих к активизации мыслительных процессов и усилению эмоциональной выразительности урока. Только такой урок будет способствовать формированию и укреплению познавательных интересов и общему развитию учащихся.

Мы выявили, что динамика развития познавательного интереса в профессиональной деятельности

на уроках спецдисциплин у учащихся напрямую зависит от высокого уровня профессионализма преподавателя, использования новаторских достижений в области педагогики, техники и технологии (ноу-хау), связи с реальной действительностью, что и отражается на качестве подготовке будущих специалистов и их востребованности на рынке труда.