Доклад на тему Роль музыки в жизни ребенка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 28

ДОКЛАД

на тему: «Роль музыки

в жизни ребенка»

Музыкальный руководитель:

Герасимова Марина Николаевна

ст. Вышестеблиевская 2012г.

«Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей»

Д.Кабалевский

Слушая музыку, мы не только получаем эстетическое наслаждение, но и познаем в ее образах реальный мир людей, их чувства и мысли. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возраста. Чтобы открыть дверь перед ребенком в этот мир способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности, надо, прежде всего, воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – это два важнейших компонента музыкальности. Вот почему в дошкольных учреждениях надо развивать музыкальность у всех детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность создает духовную близость между детьми, помогает сплоченности детского коллектива. Сухомлинский сказал «музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная близость воспитателя и детей. Она как бы открывает сердца людей. В минуты того переживания, которого достигается только музыкой, воспитатель видит в ребенке то, что он никогда не увидел без музыки».

Музыкальная самостоятельная деятельность детей стала содержательнее, интереснее. Дети стали активнее в своих играх, в импровизированных концертах, стали сами придумывать движения в пляске, музыку к попевкам. Дети становятся и авторами игр, и сценаристами, и режиссерами, и актерами, исполнителями. Остановимся на отдельных видах музыкальной деятельности и покажем, какие возможности рассказывают они для проявления самостоятельной деятельности детей.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. От первоначального непосредственно восприятия ребенок постепенно переходит к более сложным формам усвоения музыкального произведения. Дети должны самостоятельно определять жанр, форму и характер произведения. Они должны уметь самостоятельно различать и называть произведения, отличать средства музыкальной выразительности – смену темпа, динамику, развитие формы.

В результате обучения на занятиях и вне их вырабатываем у детей умение самостоятельно ориентироваться в музыке. Стараемся привить любовь к ней, умение эмоционально откликаться на нее. Дети охотно делятся впечатлениями о музыке. Иногда их ответы удивляют образного и умением очень тонко уловить характер произведения. Мы поощряем интерес к музыке, развиваем у них желание самостоятельно слушать ее. Для этого помимо занятий организуем детскую самостоятельную деятельность вне занятий. В группах имеются музыкальные уголки, где дети могут послушать музыку в грамзаписи или самостоятельно подобрать на инструменте знакомую мелодию.

Есть различные музыкально-дидактические игры: «Музыкальный телефон», «Что делают в домике», «Музыкальный магазин», «Продавец» (ребенок предлагает покупателю требуемую пластинку, должен голосом воспроизвести мелодию, от его исполнения зависит, возьмут ли у него данную пластинку или возьмут другую, т.е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков. Таких музыкально-дидактических игр много и дети с удовольствием в них играют.

«ПЕНИЕ». На занятиях мы приучаем детей самостоятельно контролировать качество своего пения и пение своих товарищей, не исправлять ошибки. Так во время пения, учим детей внимательно слушать друг друга и если сосед низко интонирует помогать товарищу, пропевая на ухо. Большое значение в подготовительной группе придаем самостоятельному пению без музыкальных сопровождений. Это сложный вид пения, но повседневная и систематическая работа с детьми позволяет преодолеть эти трудности. К концу года дети много поют аккапельных песен, сами импровизируют мелодии на заданные музыкальные литературные тексты. После каждого исполнения предлагаем детям высказаться о качестве прослушанных импровизаций, что делает процесс восприятия более осознанным. И так, от первоначального еще поверхностной, дети постепенно переходят к восприятию осмысленному, что является необходимой предпосылкой для музыкального творчества, а творчество детей может проявляться только на основе имеющихся навыков слушания музыки, в свою очередь творчество активизирует самостоятельную деятельность детей. Дети могут друг другу давать интересные задания. Один ребенок проигрывает на металлофоне ритмический рисунок, а другой выкладывает на фланелеграфе ритм, рисунок (например, напевки) и при этом активно участвуют все дети, это и есть проявление самостоятельной активности детей. Мы предлагаем сочинить детям попевки, предлагаем подобрать свое имя на различных музыкальных инструментах. В повседневной жизни дети начинают самостоятельно подбирать мелодии известных песен или придумывать свои. Следующий этап певческого творчества детей – сочинение контрастных мелодий на заданный текст. Мы брали две песни различные по характеру. Перед исполнением песни объясняли детям, что музыка выражает различные чувства и может быть веселой и грустной, после этого показывали иллюстрации, рассказывали стихотворение, исполняли песню, чтобы дети могли почувствовать их контрастность. Затем предлагали придумать мелодию на первую фразу и т.д. Для развития музыкальной памяти детей, мелодии детей можно записывать на магнитофон и дать прослушать детям через некоторое время, дети узнают мелодии своих товарищей и наиболее удачные даже могли точно повторить. Работа это способствует общему музыкальному развитию детей, влияет на процесс разучивания новых песен.

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ».

В овладении движениями так же наблюдается переход от простейшего исполнения детьми элементов танца и игр к более сложным элементам, к созданию игровых и танцевальных композиций. Наша задача научить детей тем движениям, которые указаны в «Программе воспитания в детском саду». Ведь на основе усвоения танцевальных элементов дети смогут самостоятельно дать импровизации использовать их в переплясках. Мы часто используем перепляс, где дети с большой готовностью соревнуются в нахождении новых сочетаний уже знакомых элементов танца. На занятиях дети слушали танцевальную музыку, затем мы предлагали им придумывать свой танец, который бы соответствовал характеру музыки. Первые попытки не были удовлетворены и только через некоторое время появились первооткрыватели в танце, движения их были ритмическими, пластическими, соответствовали характеру музыки. Остальные дети с интересом наблюдали за ними не решаясь попробовать свои силы. Но желание следовать примеру товарищей было сильным и постепенно все увлекались композицией танца. Теперь дети, прослушав музыкальное произведение могут ритмично и выразительно передать в танце характера и настроение музыки. Все это они выполняют самостоятельно.

ИГРА. В своей книге «Музыкальное развитие ребенка» Ветлугина пишет, что в структуре народной песенной игре всегда содержится элемент импровизационности. А это позволяет ставить самостяетльнрые творческие задания, которые бы пробуждали детей быть со авторами при исполнении произведения. Начали работу с простых заданий, например обыгрываем русскую народную песню «Где был Иванушка». В ней одно действующее лицо ребенок. Тот, кто изображает его, самостоятельно выполняет движения под музыку соответственно тексту песни. Делает он так, как понимает и представляет. Проводили обыгрывание русских народных песен таких как «Как на тоненький ледок» и т.д. Создания этих песенок – инсценировок всегда радостное настроение для детей, так как каждый из них вносит в них свою крупицу творчества. Большое значение в самостоятельной деятельности детей имеет музыкально-дидактическая игра.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Организуя музыкальные игры, необходимо представлять детям, самим выбрать игру, распределить роли, инструменты. Музыкальные уголки у нас в группах соответствуют возрастным особенностям детей. В них музыкальные дидактические игры, портрет композитора, музыкального инструмента, а в младших группах помещают игрушки – забавы, которые также обыгрываются (мишка играет на балалайке, заяц прыгает и т.д.) для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной деятельности, необходимо время от времени обновлять пособия в музыкальном уголке для самостоятельной деятельности детей.

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» — сравнительно новый и интересный вид самостоятельной деятельности. Музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям к целям. Прежде всего, они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, т.е. играть знакомые простейшие попевки, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь подыгрывая себе, музыкальный руководитель должен применять тонкие методические приемы и созданий условий стимулирующих эту деятельность и ненавязчивый характер действий самого педагога, предложения его должны быть лаконичны: «Поиграем в праздник». Интересно послушать, как Таня сыграет на металлофоне эту попевку и т.д. взрослый идет навстречу желаниям ребят – ведь самостоятельная музыкальная деятельность часто проходит в часы игр.

ВЫВОД. Наличие музыкальной самостоятельной деятельности – свидетельство хорошего уровня развития ребенка.

Все перечисленные выше виды музыкальной самостоятельной деятельности, осуществляемые в нашем детском саду, направлены на развитие у детей творческой инициативы, на развитие самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Литература:

«Поговорим о музыке» Михеева

«Методика дошкольного воспитания» Ветлугина

«Музыка и движение» Ломонова

«Музыкально-дидактические игры Холопова

«Художественное творчество».