Доклад на тему Развитие остаточного слуха на уроках русского языка

Доклад на тему: « Развитие остаточного слуха на уроках русского языка».

Основным способом восприятия речи учащихся является слухо-зрительный. Упражнения по восприятию речевого материала только на слух проводится, начиная с 1 класса, носят непродолжительный характер (за экраном материал повторяется 2 раза). Если материал на слух не воспринят, то он воспринимается слухо – зрительно, записывается учителем на доске (или показывается табличка), прочитывается учащимися и затем снова опознается на слух. Упражнения по развитию остаточного слуха входят в содержание уроков, внеклассных занятий. На уроках, процесс восприятия речи, как слухо-зрительно, так и на слух облегчается за счет ситуации, которая возникает на уроке. Это позволяет предлагать учащимся на слух по ходу урока достаточно большой объем речевого материала, связанного с овладением содержания урока.

Речевой материал на уроки русского языка планируется, исходя из возможностей учеников воспринимать, данное содержание на слух. Содержание речевого материала разнообразно: это фразы, различение и опознавание самого содержания (слов, словосочетаний, фраз, различных поручений, связанных с задачами урока). В ходе уроков постоянно проводится работа по обучению учащихся воспринимать на слух новый, незнакомый по звучанию речевой материал. Это – объявление темы урока, сообщения определенной терминологии, отдельных слов, словосочетаний, фраз. Данный материал повторяется за экраном не более двух раз. Если не распознается, даётся слухо- зрительно и учитель записывает тему на доске или предлагается табличка. Когда речевой материал свободно опознается на слух, таблички убирают.

В помощь восприятию используются дидактические пособия ( картинки, таблички, записи на доске) которые облегчают процесс различия опознавания материала на слух и позволяет успешнее усвоить основное содержание урока.

Для развития остаточного слуха на уроках русского языка и литературы большое значение имеет работа с печатным текстом (материал учебников, статей, предложений и фразы, написанные на доске). Эта работа позволяет в процессе обучения создавать условия для активного привлечения детей к слуховому восприятию при усвоении речевого материала.

По мере развитии остаточного слуха учитель всё больше внимания уделяет обучению учащихся воспринимать на слух не только слова, словосочетания и фразы, но и слоги, и отдельные звуки. Эта работа проводится при коррекции и автоматизации произносительных навыков (структуру фразы слова), когда ученику предлагают исправить ошибку, или ученик неправильно произносит ту или иную фразу, учитель исправляет его за экраном. Ученик воспринимает образец фразы на слух и исправляется.

При организации учебного процесса следует учитывать не только возможности учащихся в усвоении речевого материала, но и уровень развития остаточного слуха. Поэтому учитель должен знать слуховые возможности учеников, уметь в учебном процессе максимально реализовать их умения в овладении устной речью. Правильно организованная работа в классе при умелом чередовании различных видов восприятия устной речи(слухо-зрительного,слухового)способствует более продуктивной деятельности учащихся на протяжении всего урока. Смена видов восприятия позволяет ученику меньше утомляться, постоянно концентрировать своё внимание на речь учителя. Материал, который дети научились опознавать на слух, как правило, более прочно ими запоминается, таким образом, развитие остаточного слуха учащихся, на фронтальных занятиях значительно повышает эффективность обучения в целом.

На занятиях применяется стационарная звукоусиливающая аппаратура.

Литература

1.Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей.

Учебное пособие, авторы Т.С.Зыкова, Л.П.Носкова, Л.М. Быкова, Е.А.Горбунова. Раздел III, глава 2. Методика развития связной речи.