Доклад на тему Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы

Доклад на тему:

«Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ.»

Учитель ГБОУ СКОШ VIII вида №482

ЮВОУО ДО г. Москвы

Синицына Тамара Александровна

Проблема развития речи школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка.

Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Чтобы достаточно тонко и точно передавать свои мысли другому человеку, воздействовать на него и быть правильно понятым, мы должны хорошо владеть языком и речью. Мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.

В школьной практике сложилось так, что на уроках русского языка вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон- коммуникативная функция. Система работы по повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся должна быть направлена на умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам общения и ситуации общения.

Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе- это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Для школьников развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами, как средством регуляции собственной деятельности- это:

— речевое отображение (описание. Объяснение) учеником содержания совершаемых действий с целью ориентировки (планирование, контроль) предметно- практический деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий;

- использование адекватных языковых средств для отображения в речевых высказываниях своих чувств, мыслей, побуждений и др. Умение рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью, т.е. решать коммуникативные речевые задачи — все это качественные изменения в коммуникативной деятельности подростка. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно. В школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания обычные пути к верному решению. Для развития речи школьников учитель должен владеть способами организации словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего мира, на работе воображения.

Большую помощь оказывают загадки. Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на деятельность» [1, с.79]. На уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков,например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз -словарное слово. Отгадка — ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному — двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег- парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.

3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля- безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой -провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое словоапример: Первое — предлог, второе — летний дом, а целое порой решается с трудом. (За — дача — в отгадке правило «чаща», надо вспомнить,как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово — корень)

6. Загадки — метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю.

(Чайка — гайка)

7. Анаграммы — слова,получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа — пила)

8. Логографы — слова — загадкиеняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха — муха)

9. Загадки — шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел — имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы -существительным с нарицательным)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова — загадки, получится деформированный текст,над составлением которого нужно поработать. Слова — отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово — отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Работа по развитию речи и формированию коммуникативной функции проводится на всех уроках гуманитарного цикла. А я хочу рассказать о способе формирования коммуникативных действий на уроках и во внеучебной деятельности, на классных часах, часах- общения, дискуссиях и дидактических и деловых играх.

Кроме упражнений во внеурочной деятельности можно использовать групповые игры, особенно рекомендуются детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуникативных умений , замкнутость , нарушение поведения, агрессивность,трудность произвольной регуляции поведения, неспособность к эмпатии. В игре учитель выступает в роли инструктора, помогает участникам выражать свои мысли и мнение, обращает внимание на процесс общения, учитывает язык жестов, мимики, телодвижения, так как они в общении играют немаловажную роль. Например, игра «Волшебный магазин», которая позволяет учащимся задуматься над жизненными ценностями, сравнивать свои ценности с ценностями других. Подростки учатся понимать, что каждый человек обладает определенными качествами, чертами характера. Учитель предлагает подумать, какими качествами они обладают и какие качества в обмен на свои (смелость. Равнодушие. Ум, трудолюбие и др.), которых у него в избытке, как учащийся считает, или от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества , нужные для него. Покупатель сдает свои качества и покупает то что требуется. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В процессе обсуждения ребята учатся не только анализирвать свои качества, но и выражать свои мысли. Доказывать свое мнение, учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Кроме того использовала игры . направленные на невербальные способы коммуникации. Например, игра « Разговор через стекло».Двое желающих только с помощью жестов пытаются договориться о чем-то. Одному из них дается карточка на которой записана тем, а он должен передать это партнеру, который стоит за звуконепроницаемым стеклом. (Темы:»Ты хочешь узнать, который сейчас час», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть» и др.

Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.