Доклад на тему Портфолио как средство воспитания ситуацией успеха

Воспитание ситуацией успеха

(слайд 1) С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (слайд 2)

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса на каждого ребенка заводится папка, название которой «ПОРТФОЛИО». (слайд 3)

Портфолио – это оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, реализуемая в рамках накопительной системы.

Портфолио позволяет акцентировать успехи каждого ученика, отслеживать продвижение его в учебной и внеурочной деятельности.

(слайд 4) Рабочий Портфолио ученика:

является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

Отраслевой центр разработки и внедрений информационных систем ОАО «РЖД» в разработанном концептуальном проекте «Электронная база данных преподавателей и одаренных школьников» определил следующие разделы Портфолио (слайд5)

-«Я – успешный ученик». Данный раздел включает в себя успехи учащегося по обязательным дисциплинам, по значимым для учащегося дисциплинам, результаты участия в олимпиадах, научно-практических конференциях, публикации работ.

«Я – культурный человек». Данный раздел включает в себя результаты участия в творческих конкурсах, выставках, отражает работу в кружках, публикации работ.

«Я – здоровый человек». Данный раздел заключает в себе информацию о наличии спортивного разряда, результатах участия в спортивных соревнованиях.

«Я – человек демократического общества». В данный раздел помещена информация об участии в работе детских организаций, школьного самоуправления.

«Я – гражданин России». В данный раздел помещена информация об участии в проектной деятельности

«Я — лидер»

«Я – будущий железнодорожник». В данный раздел помещена вся информация об участии в мероприятиях железнодорожной направленности, результаты участия; практика на Малой железной дороге, профессии, которые освоил, оценка практики, благодарности и т.п.

Проект «Электронная база данных преподавателей и одаренных школьников» способствует созданию открытой образовательной среды учреждения, доступен в использовании для пользователей разного уровня подготовки, является мотивационным фактором для творческого развития одаренных школьников, а также педагогических работников.

учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Также в практической деятельности педагогов возможно использование ПОРТФОЛИО (слайд 6) для коррекционной работы с детьми «группы риска». В этом случае ПОРТФОЛИО является солидарным, т.е. общим, совместным, и представляет собой экспертное оценивание включающее коллективную оценку достижений ребенка субъектами профилактики, т. е. самим ребенком, его родителями и педагогами.

Предполагается, что субъекты профилактики, выстраивая процесс личностного самоопределения ребенка как цепочку последовательных достижений, включают его в познавательную, развивающую деятельность, осуществляемую в рамках школы, в деятельность по преодолению его негативных личностных проявлений, корректируя при этом его семейное воспитание.

Подводя итог, можно сказать, что составляя собственное портфолио, ученик стремиться к участию в различных мероприятиях, акциях и в современном образовательном и воспитательном процессе ПОРТФОЛИО является актуальным и важным документом учащегося, характеризующим каждого ребенка с различных сторон его деятельности в школе и отражающим его успешность.