Доклад на тему Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках р

Лениногорская коррекционная школа №14 VIII вида.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка»

Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Антипова Н.Н.

В своей работе я широко стала использовать дифференцированный подход на всех этапах урока.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно- урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Дифференцированное обучение помогает выявить и максимально развить задатки и способности каждого учащегося. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений, навыков.

Для этого мною все учащиеся были разделены на три группы или уровня (четвёртая- индивидуальники).

К 1 группе отнесены ученики с хорошей речевой активностью в устной речи, но с незначительными проблемами в письменной речи. Они не всегда полностью раскрывают тему, допускают небольшие нарушения в логике, в большинстве случаев делают вывод, допускают незначительное количество орфографических ошибок.

Во 2 группу вошли ученики с недостаточностью речевой активности и средним уровнем устных и письменных высказываний. Они плохо справляются с самостоятельными письменными работами, редко раскрывают полностью тему, допускают нарушения в логике рассказа, редко делают вывод, допускают большое количество ошибок. У них низкий уровень развития мыслительной деятельности и нарушение речи.

Ученики 3 группы характеризуются низкой речевой активностью, низким уровнем высказываний, как в устной, так и в письменной речи. В их письменных работах отсутствуют выводы, не раскрывают тему, отсутствует логика в рассказе, допускают значительное количество ошибок. У них ярко выраженные нарушения речи.

Так же были определены пути дифференцированного подхода и разрабатываются дифференцированные задания и виды помощи.

В основном уроки состоят из трёх этапов.

1 этап- подготовка учащихся к письменной работе. На этом этапе предусматриваются

Дифференцированные задания и виды помощи при выполнении подготовительных грамматических упражнений.

2 этап- проведение письменных работ. На этом этапе планируются задания, требующие различной степени самостоятельности от учащихся.

3 этап – совершенствование написанного, анализ письменных работ. На этом этапе предусматриваются различные виды помощи при анализе ошибок, совершенствование написанного, взаимопроверки работ учащихся. Для этого используются следующие задания и виды помощи:

- задания с целью выработки навыков самоконтроля (исправление в черновике ошибок подчёркнутых, но не исправленных учителем);

- задания с целью организации взаимопомощи учащихся в классе (сильный помогает слабому ученику);

- задания, направленные на организацию взаимоконтроля в обучении (обмен тетрадями и взаимопроверка).

Так, при изложении рассказа по готовому плану учащимся третьей группы предлагается вставить нужные слова в основу рассказа:

Однажды ребята нашли (кого?)… и принесли его (куда?)… .Ребята назвали его (как?)…

Дети (что делали?)… за котёнком.

Детям второй группы при выполнении задания разрешается пользоваться опорными словами и составленными ранее предложениями.

Учащиеся же самой сильной, первой группы задание выполняют самостоятельно.

В работах учащихся 2 и 3 группы ошибки исправляются учителем. У учащихся первой группы ошибки подчёркиваются.

Итог: дифференцированный подход способствует вовлечению всех учащихся в общую работу класса и повышению качества устных и письменных работ учащихся.