Доклад на тему Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе

Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида с.Широкий Буерак Вольского района»

Доклад

для методического объединения воспитателей

на тему

«Адаптация умственно отсталых школьников

к обучению в школе»

Подготовила: воспитатель Широкова Л.В.

07.02.2012г

«Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе»

“Адаптация” — это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его объяснение через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Выделяют три вида адаптации… Но нас, как педагогов, интересует третий вид. Сегодня мы будем рассматривать это понятие применительно к ученикам начального и среднего звена школы.

В “школьном” периоде образования существуют три “болевых” точки учебного процесса:

“запуск” первоклассников;

адаптация пятиклассников;

“выход” в старший модуль

Рассмотрим первые две «точки».

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

умственная готовность к школе

мотивационная готовность к школе

эмоционально-волевая готовность к школе

готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Необходимо отметить, что поступающие в 1 класс коррекционной школы дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за недосформированности высших психических функций и незрелости эмоционально-волевой сферы, у них практически не сформирована учебная мотивация, поэтому время адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев. Наибольшие трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационно — потребностной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической тормозимости.

Приходя в первый класс , дети испытывают такие трудности:

а) непонимание объяснений учителя;б) плохое письмо (недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки: леворукие,  несформированность графического навыка);в) большое количество ошибок (отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание учебной задачи, неумение контролировать свои действия, дети не умеют сравнивать результаты с образцом, у них нет навыков учебной работы, низкий уровень обучаемости – нет стартовой готовности к школе).

На основании выше сказанного целью педагогического коллектива школы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации индивидуально для каждого учащегося первого класса. Чтобы эта работа была более эффективной, необходима тесная взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком.

При этом учитывая, что первклассники еще не перестроились с игровой на другую, (учебную) деятельность, целесообразнее проводить уроки обучающего характера в игровой форме, использовать сюжетно-ролевые игры; игры, способствующие усвоению звукового анализа слов; игры, способствующие развитию речи, моторики, коммуникативных навыков и т.д. ; в работе применять групповые методы, работу в парах; коллективную работу; использовать мультимедиа, ТСО , осуществлять индивидуальный подход; использовать приёмы и методы обучения, адекватные возможностям ребёнка, использовать в проведении занятий здоровьесберегающие технологии и т.д.

. Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, и конкретно в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием.

Рассмотрим условия успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую.

Обычно выделяют три основных условия:

психологические условия;

педагогические условия;

коррекционно-профилактические условия.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и др.

При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации к новым условиям необходимо учитывать психологические особенности 10 – 12 летних детей, вступающих в подростковый возраст.

5-й класс – это переход из начальной школы в среднюю, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и учебного характера:

Период адаптации считается сложным для всех участников образовательного процесса. Для учащихся начинается новая учебная деятельность: изменения в организации обучения, смена его форм и методов, режима дня, увеличение нагрузки. В организме ребенка происходят психолого-физиологические изменения, которые влияют на учебную деятельность.

Этот, некоторый, закономерный рубеж совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущего вида деятельности.

Поэтому важно, ориентировать работу педагогического коллектива нашей школы на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников.

Известно, что возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.

Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

Цель работы педагогов по адаптации детей к обучению в пятом классе заключается в следующих этапах:

Анализ запроса на проведение работы и составление совместно с классным руководителем плана психолого-педагогических мероприятий.

Создание для детей искусственной коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме коррекционных занятий.

Перенос отработанных данных в актуальные ситуации обучения детей и использование педагогических приемов на уроках.

Успешная адаптация пятиклассников зависит от того, насколько четко была спланирована и проводится работа по следующим направлениям:

“круглый” стол учителей 4-х классов и учителей предметников;

Совместная (учителя и воспитателей) разработка программы адаптации;

разработка и внедрение программы психологического сопровождения пятиклассников;

организация коррекционных занятий;

организация игр для активного взаимодействия;

создание атмосферы взаимоподдержки, взаимопонимания, организация совместного отдыха и различных мероприятий и т.д.

Все вышеперечисленные мероприятия по адаптации учащихся к обучению в первом классе и при переходе на среднюю ступень образования, также можно применять и с детьми, прибывшими в школу из других учебных заведений. Взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком, совместная разработка комплекса мер по его адаптации к новым условиям проживания и обучения , внимание и доброжелательное отношение , как правило, помогают избежать проблем дальнейшей дезадаптации детей.

. Литература:

Е. Коротаева “Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия”. Ж. Директор школы № 9, 2000 г.

В. С. Демиховский “О преемственности начальной и средней школы”. Ж. Завуч № 5 1999 г.

Н. В. Рагозинская “Преемственность между начальным и основным общим образованием”. Ж. Завуч № 4 2000 г.

Р. С. Немов “Психология”. Москва “Просвещение”, 1995 г.