Доклад на педагогическом совете

Работа со слабоуспевающими детьми.

«Главное – не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства». Эти слова В.А.Сухомлинского определяют основную задачу педагога, работающего со слабоуспевающими детьми. Сегодня мы поговорим об этой категории детей, то есть учащихся, испытывающих трудности в обучении. Эти дети попадают в группу трудных в обучении по ряду причин, среди которых слабое развитие интеллектуальных способностей и воли, сниженная работоспособность, слабое развитие эмоциональной сферы, отсутствие должных познавательных интересов, дефицит внимания, психологическая и физическая незрелость, недостаток воспитанности личности, часто болевшие дети. Эти школьники не имеют органических нарушений в развитии и противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, однако испытывают длительные и стойкие трудности в учении и адаптации в социальной роли ученика. При отсутствии активной помощи со стороны взрослых они в большинстве случаев становятся не только неуспевающими, но и трудными.

Эти ученики плохо читают, не могут уловить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут сосредоточиться, у них бедный словарный запас, они с трудом воспринимают переносное значение слов, метафору, не чувствуют подтекста.

Методика обучения слабоуспевающих детей должна быть специальной, «своей»; она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития этой части школьников. Иначе стандарт образования не удастся реализовать.

Попробуем наметить основные положения такой методики.

Первый вопрос – чему учить?

Поскольку стандарт образования по русскому языку обязателен для всех обучающихся, обучение должно двигаться в рамках отобранного в стандарте содержания образования. Стандарт включает « базовый уровень», составляющий основу программ, и «требования к уровню обученности». «Язык» этих разделов разный. В первом случае представлен факторологически-понятийный уровень : «слово, его лексическое значение, прямое и переносное значение слова и т.д.». Во втором же случае акцент делается на умения и навыки : «умение употреблять слова и фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением…»

Нацеленность требований на анализ фактов языка, на способность ориентироваться в них не случайна. Если ученик не опознает основных языковых фактов, не дифференцирует и не характеризует их, теоретическому материалу просто не на чем держаться.

Знания растут из практики и опираются на нее. Поэтому сначала отрабатываются базовые умения, а потом на подготовленную почву накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учеником.

Таким образом, не следует требовать у слабоуспевающих учеников пересказа теории, особенно в такой отвлеченной форме, как определения и правила, пока не сложатся необходимые умения и навыки. Дети потому и не удерживают в памяти формулировок правил и определений, что не понимают их. Понятия, лежащие в основе определений, не сформированы, а без этого знание не может состояться. Когда же в ходе практической деятельности пойдет процесс становления понятий, теоретические сведения будут усвоены как бы сами собой.

Успех учебы в значительной мере определяется уровнем общей речевой подготовки обучающихся, в первую очередь сформированностью у них навыков чтения, способностью понимать вводимую учебную информацию. Этих качеств нет у большинства слабоуспевающих детей. Поэтому на каждом уроке ученик должен читать и писать. Читаются связные тексты упражнений, стихи, отрывки из художественных и познавательных текстов с заданиями:

— О чем говориться в этом тексте?

— Озаглавьте данный текст.

— Найди предложение и абзац, выражающие главную мысль.

— Какие слова являются самыми важными (ключевыми) для передачи смысла высказывания?

— Какие части (микротемы) можно выделить в тексте?

— Какие слова, словосочетания создают настроение текста?

Постоянное внимание к содержанию, смыслу текста постепенно развивает вдумчивое отношение к читаемому.

Тексты на лингвистическую тему обязательно должны подвергаться логической обработке. Особое внимание уделяется терминам и соотносимыми с терминами понятиям. Ведется разъяснительная работа. Так же подробно растолковываются задания к упражнениям: что надо сделать

(при необходимости дается образец или алгоритм выполнения задания), объясняется, зачем этим надо заниматься, необходимо показать, как оформляется запись. Все пояснения делаются терпеливо, без раздражения, пока ученик не научится действовать определенным образом. Одно и то же задание может повторяться многократно, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный уровень его выполнения.

Необходимо при выполнении задания придерживаться временных рамок, ученик должен не только выполнить задание, но выполнить его в определенное время. Временные параметры формируют функциональную грамотность, задают рабочий ритм, заставляют сосредоточиться на выполнении учебной задачи. Очень важно также не допускать, чтобы скапливался и увеличивался в объеме неусвоенный материал. Работа со слабоуспевающим учеником должна носить систематический характер.

Под контролем следует держать не только навыки чтения и грамматического анализа, но и письма. За начальные четыре года обучения навыки письма не складываются как прочные, поскольку они не входят в сферу бытовой деятельности. Если не надо делать уроки, то ребенок смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, занимается спортом, играет, лепит, читает,но не пишет. Письмо как навык формируется обычно только в процессе школьных занятий. Чтобы сформировать этот навык надо достаточно писать. Выполнение лишь традиционных упражнений недостаточно для быстрого становления устойчивых навыков грамотного письма. Нужны специальные ежедневные упражнения, развивающие скорость письма и ориентировку в нем.

Дает хороший результат запись разученного текса : письмо по памяти, списывание предварительно проанализированного текста. При этом соблюдаются определенные правила. Сначала текст читается вслух, требуется, чтобы он звучал выразительно. Обращаем внимание на непонятные слова и на образные слова и выражения; даем краткие комментарии орфографического и пунктуационного характера. После анализа текст читается еще раз и ученик его списывает. Оценка должна быть дана немедленно после выполнения задания. Если текст стихотворный, то к концу работы некоторые ученики запоминают его наизусть. А значит, обогащается их лексика, грамматический строй речи, образно-эмоциональное состояние психики. Списывание хорошо чередовать с творческими заданиями малых форм: пересказ небольших текстов; ответы на вопросы учителя. Когда текст предлагается для пересказа, он читается учителем; затем кратко анализируется значение и правописание трудных слов, обращаем внимание на переносное значение слов, на отдельные синтаксические конструкции; в конце текст читается повторно. На его воспроизведение отводится не более 15 минут. Ответы на вопросы дают как в устной форме ( особенно в начале) так и письменной. Они могут быть общеразвивающего характера и специального учебного.

Соединяя занятия языком с активной речевой деятельностью ( чтение, свободное письмо и говорение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного), удается более успешно достигать положительных результатов в обучении.

Самый главный вопрос, который стоит перед учителем: как организовать учебную деятельность со слабоуспевающими детьми. Необходимо составить план работы, который может выглядеть следующим образом:

Наметить учащихся.

Провести психолого-педагогическую диагностику, цель которой выявить учебное отставание по темам.

Составить карту временного и содержательного отставания по темам.

Определить:

- срок, необходимый для устранения пробелов в знаниях;

- необходимые меры и формы помощи;

- распределение усилий, причем все это надо делать с учащимися и родителями.

5. Создать программу индивидуально-познавательного движения и

приступить к ее выполнению.

6.Результатом работы является серия контрольных работ и зачетов.

Примерная программа индивидуально-педагогического движения.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с указанием

причин отставания.

Входной контроль.

Основные темы, по которым наблюдается отставание.

План работы по темам с указанием дат, форм и методов работы.

Выходной контроль.

Диаграмма роста.

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками

При опросе слабоуспевающим ученикам желательно давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным дома; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал.

При опросе создавать ситуации успеха.

Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекать их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Доклад подготовлен

учителем русского языка и литературы

МОУ СОШ c.Логиновка Ашуровым С.Ш.