Доклад на научно-практической конференции

РАБОТА ПСИХОЛОГА НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Казанцева Татьяна Александровна

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?

Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны — все идет из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят… Это он у вас в школе научился!»

Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Но всегда ли было так? Отнюдь нет. Скажем, несколько сот лет назад этот вопрос вообще не возникал. Гармоническое развитие ребенка и его успешная социализация в обществе обеспечивались с помощью обрядов, обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Можно сказать, что существовал внешне невидимый контроль общества за приобретаемыми ребенком качествами. В некоторых культурах были даже своеобразные «экзамены» — подростковые инициации (обряды, испытания), сопутствующие переходу ребенка во взрослость.

Однако по мере развития цивилизации и отхода от традиционной культуры растворенная в быту психологическая поддержка взросления ребенка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда могла справиться с этой задачей. Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, — это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что эта деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы психолога и направлена на осуществление общей цели психологической службы школы.

ГЛАВНОЕ — СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

Поскольку в формулировании цели психологической службы школы сегодня присутствуют некоторые разногласия, подробно остановимся на трактовке нашего ее понимания и вытекающих из этого последствий.

Мы считаем, что цель школьной психологической службы — это прежде всего создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. В данном определении принципиальным является слово «условия». Мы полагаем, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на семью в какой-то мере можно воздействовать, то экономические и культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Если рассматривать работу с родителями как один из важнейших аспектов школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей, то в ней нужно выделить две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную. Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.

Целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (психологов и родителей). Встает вопрос: в чем причина возможной несогласованности? Почему родители нередко действуют противоположно педагогам и психологам? Почему они, желая ребенку только самого хорошего, действуют ему во вред, приводят к существенным нарушениям в его развитии и противоречат воспитательным воздействиям психологов и педагогов? Причины могут быть разными.

Прежде всего, нужно отметить недостаток или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления, поскольку в популярной литературе для родителей такие знания в России практически не представлены.

Следующее, что стоит упомянуть, — это недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего воспитывают ребенка так же, как воспитывали их самих, либо пытаются это делать полностью противоположным образом. Однако быстрая смена социально-экономических условий в стране зачастую делает такое воспитание абсолютно неэффективным. В особенности это касается людей с высоким статусом и уровнем дохода, у которых отсутствует опыт воспитания детей в новых условиях.

Необходимо также иметь в виду, что во взаимодействии с ребенком у родителя могут актуализироваться собственные проблемные зоны, что вызывает, к примеру, такое распространенное явление, как рассмотрение школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности.

И наконец, среди причин нужно назвать односторонность взгляда родителей на ребенка. Они наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому, иногда совсем не похоже на домашнее поведение. Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг детей общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы. Так как им недостает знаний о проявлениях ребенка вне школы. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать более эффективную его поддержку.

Исходя из этого, можно выделить задачи работы с родителями:

- согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;

- определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;

- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

Первый — обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психологическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы.

Второй — это открытость психолога и умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и дает им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении психолога различные чувства.

Третий — необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Как уже говорилось, большинство родителей не знают ничего о роли психолога и его возможностях. Поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг психолог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать его.            

Представьте себе врача, который знает, где находится больной орган, а как его вылечить – не знает. Что произойдет, если он наугад будет назначать лекарства? В таком случае больному останется только посочувствовать.

            Зачастую родителей можно сравнить с таким врачом. Понимая необходимость воспитания, они действуют и воспитывают детей интуитивно, спонтанно, без цели и задач, часто посредством критики, поучений, упреков, а иногда с применением физических методов наказания. Всё это не способствует формированию психически здоровой личности. А ведь для нормального развития ребенку необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с родителями. Поэтому очень важно просвещать родителей, обучать их навыкам конструктивного общения с детьми.

            Родительские собрания и участие в них – неотъемлемая часть профессиональной жизни школьного психолога. Огромное значение в работе с родителями младших школьников и учащихся подросткового возраста имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у мам и пап. Поэтому, каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

            Как сделать собрание нескучным и полезным? Как заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребенка? Как сделать их союзниками педагогов в решении этих проблем? Эти и другие вопросы я ставлю для себя, готовясь к родительским собраниям.

            С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

            С определения его тематики и формы проведения. Необходимые темы нередко определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются мною.

            Опираясь на тематику родительского собрания и поставленные цели, определяю форму его проведения и содержание. Собрания провожу в форме тематического или информационного сообщения, лекции, групповой консультации, беседы с элементами тренинга.

            Для того чтобы встреча с родителями была эффективной, широко использую различные средства – диагностические методы (анкетирование и тестирование детей и родителей), памятки и рекомендации, мини-сочинения, различный раздаточный материал. Это делает просвещение родителей по вопросам психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Опираясь на рассмотренные принципы, мы считаем, что нужно начинать работу, используя знакомые родителям формы. «Лесенку» методов можно представить следующим образом:

информационные тексты и памятки для родителей

устные информационные сообщения

Далее остановимся на каждой из форм подробнее и приведем конкретные примеры.

Информационные тексты

Информационные тексты представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезной родителям. Они дают им возможность не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Тексты должны быть достаточно краткими и написаны понятным языком. В их названия должны быть включены знакомые родителям слова. Тексты могут быть представлены на стендах для родителей или на бумажных вклейках в дневники учащихся. Их можно также раздавать родителям на собраниях.

Полезно в качестве информационных текстов представлять родителям возрастные особенности детей или же наиболее общие рекомендации по помощи детям в разрешении возрастных задач развития. В названиях родителям встретятся такие знакомые слова, как особенности, рекомендации, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении их. Приведем практические примеры.

Практический пример №1

Первый класс

Второй класс

Третий класс

Четвертый класс

Памятка для родителей «КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА»

Устные информационные сообщения

Они представляют собой достаточно короткие выступления психолога в процессе родительского собрания — знакомого и безопасного для родителей школьного мероприятия. Они, так же как информационные тексты, дают возможность родителям не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Помимо этого, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию в их жизни психолога как значимого лица.

Психологу нужно выступать на каждом собрании, проводимом в классе, в параллели или в школе в целом, причем просить организаторов собрания, чтобы его сообщение было либо в начале собрания, либо в середине. Это сообщение нужно тщательно готовить, начав с вопроса самому себе: с чем (с какими мыслями и чувствами) должны уйти родители с собрания? А после этого подумать о содержании сообщения, которое позволит точнее реализовать его цель.

Практический пример № 2

1. Текст сообщения для родителей пятиклассников(август, сентябрь) на тему «Взаимодействие семьи и школы»

2. Текст сообщения для родителей учеников 7–8 класса(любое время) на тему «Возрастные особенности учащихся».

Итак, сегодня мы рассмотрели первые шаги психолога в работе с родителями. Но именно от них во многом зависит, будет ли нарабатываться у родителей доверие к психологу либо опасение, желание взаимодействовать с ним либо страх и агрессия. Поэтому будем помнить, что это не только наши первые шаги к родителям, но и их первые шаги в психологию: их хочется сделать, но страшно упасть — вдруг будет больно?

Приложение №1

Информационные тексты

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.

Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.

Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.

ВТОРОЙ КЛАСС

В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.

Следует иметь в виду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.

В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное отношение к нему — стремление к общению с ним на переменах, прогулках.

Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников.

У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.

Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать.

Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.

ТРЕТИЙ КЛАСС

В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.

Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.

Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.

Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.

Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного заболевания.

Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.

Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.

Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать.

Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.

Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.

Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.

Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр.

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.

При формировании позитивных новообразований нужно помнить, что в этом возрасте есть риск появления и негативных. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Полезная информация

«Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно):

8 (495) 624-60-01 или 8-800-200-122

Приложение №2

Устные информационные сообщения

1.Текст сообщения для родителей пятиклассников(август, сентябрь)

Тема: «Взаимодействие семьи и школы».

Цель: мотивировать родителей к более тесному взаимодействию с педагогами и психологами.

Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамостоятельным, тихим, послушным и резко нарушающим правила поведения?

Может, если речь идет о школе и доме. Как ни парадоксально, но бывает так, что ребенок дома умеет разогреть себе еду, следит за порядком в своей комнате, а в школе требует постоянной опеки педагогов: не может подготовиться к уроку, не слышит требований учителя, забывает что-либо сделать.

Именно потому, что ребенок может быть разным, так важно нам, взрослым, иметь возможность видеть целостную картину поведения ребенка и на ее основании выработать общую схему взаимодействия с ним.

Особую остроту проблема объединения взаимодействия взрослых приобретает сейчас, с началом подросткового возраста, когда дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивать свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.

Перед нами встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого надо увидеть его разным. Хотелось бы, чтобы в связи с этим наше взаимодействие стало более активным, чтобы чаще инициатива исходила от заинтересованных родителей, даже если отсутствуют какие-либо острые, тревожащие проявления.

Текст сообщения для родителей учеников 7–8 класса(любое время)

Тема: «Возрастные особенности учащихся».

Цель: показать нормальность проявлений негативизма и стремления познавать различные аспекты самого себя подростками, содействовать эффективному взаимодействию с ними родителей.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «не»:

Не хотят учиться так, как могут;

Не хотят слушать никаких советов;

Не убирают за собой;

Не делают домашние дела;

Не приходят вовремя.

Встает вопрос: почему? Мы работаем, стараемся все им отдавать, покупаем разные вещи. А они НЕ… Что делать, чтобы «Не» приходило пореже? Попробуем разобраться.

Основное содержание возрастного периода можно отобразить метафорой прививки. Что происходит во время прививки? В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать иммунитет, поэтому, когда возникнет угроза реального заболевания, организм уже будет знать, как реагировать на него. Так же и с подростками. В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, иногда представляющих даже реальную угрозу, а также в активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Как это выглядит? Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности. А что будет, если не дать им пробовать (ведь это же вредно для здоровья, вдруг привыкнут)? Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда, к примеру, молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить. Другой вариант — страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так, значит, давать им пробовать? Да. Но одновременно и нет.

Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно. Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие люди», «Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру». Что для этого нужно? Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи.

Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать. И тогда многие из тех Не, с которых мы начали свой разговор, будут постепенно уходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему. Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции, пожалеет маму.

Приложение №3

ТЕМЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ

Уважаемые коллеги! Предлагается перечень возможных тем, предназначенных для выступлений школьного психолога на родительских собраниях в течение учебного года. О сделанном вами выборе или новых предложениях прошу заблаговременно сообщить мне в целях согласования и координации рабочих планов.

«Факторы, влияющие на благополучие ребёнка в семье и школе».

«Школьная тревожность, её происхождение, пути и способы её снижения и преодоления».

«Особенности подросткового возраста. Формирование самосознания». Возможные кризисы взросления. Психический инфантилизм.

«Помощь родителей в самоопределении детей». Формы, содержание и методы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе их учебной деятельности.

«Воспитание трудолюбия у детей».

«Основы успешного планирования времени». Воспитание личной организованности детей как важнейшего навыка для выживания в современном мире и достижения успехов.

«Права и обязанности ребёнка: поиск равновесия». Последствия нарушений прав ребёнка.

«Интимное воспитание подростков». Природа эмоциональных привязанностей. Дифференциально-психологические аспекты психо-сексуального развития. Гендерная психология. Особенности полового созревания девочек и мальчиков. Биология пола. Социальные и психологические аспекты проблемы.

«Взаимоотношения детей и взрослых». Возрастные отличия и преемственность поколений. Положение ребёнка в семье и его отношения с родителями.

«Положение ребёнка в школе и его отношения в коллективе». Социальный рейтинг ребёнка, репутация.

«Что делать, когда в школе с ребёнком случилась неприятность?» О реакциях и действиях родителей в случаях непредвиденных событий в школьной жизни ребёнка.

«Нецензурщина». Ребёнок ругается матом. Как с этим бороться?

«Ребёнок не любит читать». Какими путями приобщать детей к чтению художественной и научно-популярной литературы.

«Когда слово воспитывает». Методы воспитания в семье. Убеждение и требование как средства организации жизни ребёнка. Поощрения и наказания.

«Надо ли наказывать детей»?

«Умейте властвовать собой!» Эмоциональное воспитание детей. О сдержанности и искренности в проявлении чувств.

«Кем я хочу стать?» Основные принципы и подходы в выборе будущей профессии. «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО» как взаимосвязанные факторы выбора профессии.

Язык и речь как основа успешного школьного обучения. Пути и методы комплексного развития речи школьников.

«Конфликты в школе». Происхождение конфликтов, Их профилактика и способы конструктивного разрешения.

«Закономерности роста и развития детского организма». Биологические и социальные законы развития человека. Обеспечение надёжности функционирования биологических систем детского организма.

«Социальная психология школьного класса». Отношения в классном коллективе. Избирательность отношений. Положение личности в классе. От чего зависит сплочённость классного коллектива?

«Психологическая культура семьи». Влияние семейных конфликтов на здоровье ребёнка. Дети-невротики. Дети-психопаты. Факторы невротизации и психопатизации личности. Профилактика детских неврозов.

«Личные взаимоотношения учащихся в школе». Экстраверсия и интроверсия как устойчивые черты личности. Чем определяются личные взаимоотношения? Динамика и устойчивость отношений. От чего зависит положение ученика в классе в системе межличностных отношений?

«Трудные ситуации» в общении с детьми». Причины их возникновения и пути выхода из них.

«Мифы и правда о школе». Что такое школа? Проблемы современного образования. Происходящие изменения в школе. Как к ним относиться?

«Проблемные дети». Как посмотреть на ситуацию ребёнка непредвзято? Как помочь «трудному» ребёнку? Современная психология о проблемах подростков.

«О культуре отношений между родителями и школой».

«Как не кричать на ребёнка?»

«Первый раз в первый класс». Об адаптации ребёнка к школе. Психогенные формы школьной дезадаптации.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст