Доклад на МО Личностно-ориентированная педагогика в системе работы с детьми

МО «Личностно-ориентированная педагогика в системе работы с детьми

(из опыта работы)»

17.11.2011г.

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей

на занятиях кружка «Лоскуток»

Большинство технологий личностно-ориентированного обучения легче всего реализовать на уроках технологии в школе, т.к., во-первых, этот учебный предмет предполагает присутствие на занятиях только половины класса (обслуживающий труд – девочки, технический труд — мальчики), во-вторых, содержание образовательной области «Технология» дает возможность самостоятельного выбора детьми объектов труда, что уже заложено в личностно-ориентированном образовании. То же можно сказать о реализации личностно-ориентированного подхода и на кружках декоративно-прикладного творчества.

Кружки художественно-эстетической направленности ориентированы на изменение типа взаимодействия «учитель-ученик» («педагог-воспитанник»). От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребёнка. Изменяется позиция ученика (воспитанника) — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности детей.

На занятиях кружка «Лоскуток» применяются:

- разноуровневый подход (ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребёнку) – дети занимаются по основной и коррекционной рабочим программам, апробируется программа для вновь поступивших детей. Разноуровневый подход предусматривает использование разного количества времени, необходимого ребенку для усвоения учебного материала. Одно и то же задание дети выполняют за различное время.

- дифференцированный подход (выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения);

- индивидуальный подход (распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям).

Эти понятия выстраивают модель личностно-ориентированного обучения. Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

На занятиях кружка «Лоскуток» создаются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности каждого ребёнка. В процессе работы я стремлюсь поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность, веру в свои силы и возможности каждого воспитанника, дружелюбную интонацию голоса. Как педагог, я стараюсь создать особый стиль взаимоотношений с детьми, построенный на принципах сотворчества и содружества.

При выборе объекта труда учитываются интересы, потребности, возможности и способности воспитанников. Так, Жулина Юля выбрала объектом труда мягкую игрушку-подушку Кота, Кочеткова Вероника захотела шить игрушку – кошку. Кузнецова Анора и Глазкова Мария перед началом работы над лоскутным панно долго выбирали эскиз будущего творения, советовались с педагогом, обсуждали использование различных материалов. Аржаникова Алёна из предложенных вариантов ничего не выбрала и сама придумала своего «героя» — Смайлика. Наумова Ира с удовольствием сшила декоративную симпатичную подушку, вид этого объекта труда также был разработан самой воспитанницей, и сейчас, к радости хозяйки, замечательная декоративная подушка украшает изголовье её кровати. Бачихина Юля и Чепелева Елена согласились с предложением педагога изготовить мягкую игрушку Мишку (Лена уже преподнесла эту поделку в подарок).

Для каждой участницы кружка «Лоскуток» я стараюсь создавать «ситуацию успеха», предлагая такие задания, с которыми она обязательно справится, хвалю за малейшую победу, за минимальный успех, за преодоление, ведь это позволяет воспитаннице поверить в свои силы, мотивирует желание увидеть достойный результат своей деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха. В процессе работы я предоставляю детям возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.

Наиболее важными принципами личностно-ориентированного подхода в обучении являются:

- умение помочь ребёнку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;

- умение перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его, мотивировать на успех;

- умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту и ребёнку;

- умение оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне.

Личностно-ориентированный подход повышает интерес детей к занятиям. Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают у каждого ребёнка ощущение благополучия и помогают оптимизировать усвоение программы, т.к. хорошее настроение обостряет восприятие, повышает творческую активность.