Доклад на методическое объединение Родник — Профессионально-нраственные качества личнос

Доклад на методическое объединение « Родник»

« Профессионально-нравственные качества личности педагога».

Учитель: Калугина Д.В.

г. Белогорск

Доклад

« Профессионально-нравственные качества личности педагога».

Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Для педагогической профессии очень важен круг личностных качеств, которые в соответствии с принципом единства сознания и деятельности должны быть сформированы у учителя в процессе педагогического труда и в то же время обусловливать его успех. Кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, Учителем, Воспитателем. Сегодня, такой выбор и достойное выполнение профессионального долга требует от человека принятие ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как педагога, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества.

Во-вторых, педагог должен овладевать общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения.

В-третьих, для педагога обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности является уважение, знание и понимание своего ученика как «другого».

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых.

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Эффективность преподавания учителя, может, с одной стороны, определяться количеством поддающихся обучению учеников, с другой – количеством учеников, положительно относящихся к урокам данного учителя.

Педагогическая культура учителя предполагает наличие следующих групп профессионально значимых качеств личности:

Направленность личности: наличие убеждений, социальная активность;

Профессионально-нравственные качества: гуманизм, коллективизм, справедливость, честность, требовательность, искренность, любовь и уважение, интеллигентность;

Отношение к педагогическому труду: добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче в педагогической работе;

Интересы и духовные потребности: широта и глубина мышления, эстетическая культура, культура внешнего вида и речи.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкий общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Требования к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей – качество личности, интегрировано выражающиеся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством.

Педагог – это всегда великий труженик. Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда. На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, представляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога. В ряду этих качеств человечность, терпеливость, доброта, порядочность, уважение к людям, высокая нравственность, достоинство, эмоциональная культура.

Обязательное для учителя качество- гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения.

Учитель – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами учителя является выдержка и самообладание.

Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учителя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу обучения. Учитель обязан быть требовательным. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры педагога. Личностные качества в педагогической профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления.

Личностные качества в педагогической профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Любовь к своему профессиональному труду –качество, без которого не может быть педагога. Личность современного педагога во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой личной культуры.

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога психологические качества: интерес к людям и работе с ними, способность понимания людей; гибкость, оперативно-творческое мышление; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами.

Интегральное качество – учительское мастерство. Мастерство – это, высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокого обучения и воспитания.

Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в новом интегрированном понятии – профессиональный потенциал педагога преимущественно которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.

Идеальный педагог – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Идеальный педагог – образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения.

Создавайте свой имидж. Имидж – целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо. Хотя мы и не нуждаемся в рекламе , имидж всегда очень важен. Особое значение играет внешний образ. Детям далеко не чуждо эстетическое чувство, они остро реагируют на всякий диссонанс, в том числе – в одежде, в манерах. В основе имиджа нравственная позиция педагога. Она может быть выражена в виде короткого философского обоснования деятельности или в виде афоризмов, девизов.

Определить формулу своего успеха:

- «Все делать творчески, иначе зачем»;

- «Улыбки рассыпай направо и налево»;

- «Сначала отдай, а потом проси»;

- «Доброта спасет мир»;

- «Сам цени свое время и ребенка этому учи!»;

- « Уметь стоять на одной ноге с детьми, но чувствовать себя на двух».