Доклад Личностно-ориентированное обучение_53466

Доклад «Личностно-ориентированное обучение».

Воспитание заключается в том, чтобы

Умело, умно, мудро, тонко, сердечно

Прикоснуться к каждой из тысяч граней,

Найти ту, которая если её как алмаз

Шлифовать засияет неповторимым

Сиянием человеческого таланта, а это

Сияние принесёт человеку личное счастье.

Открыть в каждом человеке его, только

Его, неповторимую грань — в этом искусство

Воспитания.

Сухомлинский.

Цель современной школы – развитие ребёнка, формирование его ценностного сознания. Один из главных приоритетов образования, его гуманизация. Гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребёнка, является одной из важнейших проблем в педагогике. Очень важно, чтобы процесс образования воспринимался ребёнком не только как, необходимость, а вызывал позитивные чувства и проходил в условиях психологического комфорта. В последние годы во многих регионах страны происходит переход от традиционного образования к личностно-ориентированному. В чём же его сущность? Традиционное понимание образования в виде овладения учащимися знаниями, умениями или навыками и подготовки школьников к жизни должно быть переосмыслено. Образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. И в период социалистической школы в стране возникали и развивались очаги гуманистической педагогической культуры. Вся образовательная система руководимой Сухомлинским Павлышской школы была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуального творческого развития каждой личности , предполагала вовлечённость в этот процесс самого ребёнка . Доверие к школьникам, учение без принуждения , воспитание без наказаний , сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка , линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор — это далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основана педагогическая система Сухомлинского, что свидетельствует о её безусловной личностной направленности. Каково же положение педагога по отношению к ребёнку в системе личностно – ориентированного образования ? Суть этого отношения определил Ш. А. Амонашвили, обосновавший личностно – гуманный подход в образовании. Гуманный подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, относится к ним как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению , а добровольно , по собственному желанию и свободному выбору . Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребёнка в его поступках есть личностной смысл, есть и личностная значимость учении, на которую и надо опираться в педагогическом процессе.

Итак, цель личностно – ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и безопасного взаимодействия

с людьми, природой, культурой цивилизацией. Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка личностно – ориентированного образования.

Одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы является здоровый образ жизни. Однако в последние годы состояние здоровья детей ухудшилось. Только 10% детей признаются практически здоровыми после окончания школы, 40% имеют хронические заболевания . Но, не смотря на трудности сегодняшнего времени школа может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении здорового образа жизни.

Одной из основных форм личностно – ориентированного образования является игра. Игра творчество, игра – труд . В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям .

Увлёкшись дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений , понятий , развивают фантазию . Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием , прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети очень внимательны дисциплинированны, Игры очень хорошо уживаются с “ серьёзным”учением. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным , занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх существуют игровые правила, в которых заключаются игровые задачи. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определённому результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки, в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов , “сравнительно с другими”.Это важно так как в ходе игры школьники сами могут оценивать свои действия.

Важная черта игр – занимательность. Поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дидактические игры можно проводить, как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока, их можно предложить и в качестве домашнего задания.

При работе с детьми с плохой памятью, трудно усваивающих материал, можно использовать на уроках настольные игры. Например – кроссворды, ребусы, чайнворды. Составление и решение кроссвордов способствует расширению кругозора учащихся. Во время проверки домашнего задания можно использовать игры “Что? Где? Когда?”, “Что такое? Кто такой?”, викторины. Уроки обобщающего повторения можно проводить в форме КВН, “”Пресс- конференций”. Эти игры прививают любовь к предмету, раскрывают творческий потенциал детей, обеспечивают непрерывное развитие учащихся. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств. Среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Игра – является одним из активных методов обучения. В играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В игре закрепляются умения применять полученные ранее знания , навыки, пользоваться справочной и другой литературой. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития личности ребёнка, его способностей.

В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитание ответственности, каждого за учёбу и дисциплину в классе. Велико значение игр и в формировании интереса к предмету. Используя игры вместе с другими формами работы, учитель достигает главной цели в работе – его ученики будут любить, и знать предмет. Во время игры учитель перестаёт быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем . В чём изменяется роль ученика. Прежде всего в том , что ученик теперь уже активный участник учебного процесса . Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию , вырабатывают критерии возможные пути решения проблем. Применяют свой жизненный опыт. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно – воспитательного процесса, что и делает обучение по настоящему личностно – ориентированным.

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить: личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании предполагает ценностный подход к детской личности, понимание того, что ребёнок является субъектом собственной жизни., имеет свою жизненную историю , собственное “Я”, свой внутренний мир , что ему свойственны страсти и переживания, что у ребёнка в любом возрасте есть честь и достоинство, что он жаждет справедливости , нуждается в сострадании , общении диалоге и поддержке, что способен мыслить и творить , наделён совершать ошибки , но и осознавать их , возрождаясь к лучшему.

Итак можно выделить ряд существенных требований к технологиям личностно – ориентированного образования и воспитания : деятельностно –творческий характер , направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка , предоставление ему необходимого пространства свободы, для принятия самостоятельных решений , творчества выбора содержания и способов учения и поведения . Все они обладают свойством универсальности . Значит любая педагогическая технология может стать личностно- ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям.

Литература.

1.Бондаревский Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. Ж. Народное образование.4/97.

2. Константиновский М. “Школа жизни” Шалвы Амонашвили”.

Ж.”Моя семья “ 7/02

3. Амонашвили Ш . “К каждому ребёнку индивидуальный подход”

Ж. “Воспитание школьников ” 5/03

4.А. Лихачёв “С верою в силу добра” Ж. “Воспитание школьников” 6/97

5.Понурова Г.А. Методика преподавания географии . Москва .2000 г.