Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г Тема доклада Формирование продуктивных компетенци

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г.

Тема доклада:

«Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Докладчик: Семенкова Л.Ю. — учитель ритмики, педагог доп. образования.

Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия, но и внеклассную деятельность учащихся. Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует формированию ключевых компетенций.

Ключевые компетенции включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающих детям адаптироваться в изменяющемся обществе.

Достоинством же кружковой деятельности является то, что ребенок имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, который в большей степени соответствует его интересам, склонностям и способностям. Таким образом, обучающийся получает право самостоятельно извлекать полезные знания и умения, овладеть тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессией.

Еще одним достоинством кружковой деятельности является то, что кружок обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между обучающимися разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кроме того, кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего обучающегося занятия.

Кружковая деятельность в процессе обучения формирует у обучающихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на формировании продуктивных компетенций. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира детей выбираются такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ними заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого потенциала.

Для того чтобы у детей развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования.

Особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни. Школа готовит своих учеников к переменам и развивает такие качества как мобильность, динамизм, необходимость творческого подхода к адекватным, нестандартным решениям. Темпы современной жизни требуют постоянного пополнения знаний и повышения квалификаций. Теперь человек должен учиться всю жизнь.

Продуктивная компетенция – это умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них (кружковые занятия, мероприятия, в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т. д.).

Продуктивное образование призвано помочь детям, которые не испытывают стремления к получению знаний, т.е. к тем нашим ученикам (а их сегодня большинство), которые стремятся получить образование с помощью практико-, опытно-ориентированной индивидуальной образовательной траектории. Таким детям интереснее создавать, и, благодаря этому испытывать ощущение от собственной социальной значимости. Это, кстати, вполне соответствует удовлетворению естественных потребностей детства как социокультурной реальности: потребности в приключении, удовлетворению любознательности, стремлению к созидательности и подражательности, общению и прочему.

Для учеников школы посещение кружков и секций, где можно что-то «произвести», «сделать», каким-либо образом создать продукт, имеющий социальную и творческую значимость, становится не разовым мероприятием, а естественной формой образовательного процесса наравне с традиционным уроком.

Обучение различным навыкам и умениям происходит через деятельность кружков и секций. Самым ярким и простейшим примером является деятельность кружков декоративно-прикладной направленности. Декоративно-прикладное искусство – это один из видов трудовой деятельности. Оно, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности, с формированием эстетического вкуса вооружить учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду и выбору профессии.

Дети реально, своими руками создают реальный продукт своего труда.

К примеру, занимаясь художественной обработкой древесины (педагог Сидоров Д.Ф.), учащиеся познают не только ее свойства, но и приобщаются к художественному и техническому творчеству. Взяв в руки резец, ученик становится участником увлекательного процесса – создания полезных и красивых изделий. В программе кружка «Художественная обработка древесины» 80 % учебного материала отведено практическим знаниям, где обучающиеся закрепляют азы графики, черчения, основы геометрической резьбы и ручной обработки древесины, полученные на уроках технологии и 3 года обучения в кружке. После окончания школы ученики смогут самостоятельно чертить сложные орнаменты, украшать резьбой изделия и многое другое делать своими руками.

Практические методы лучше других способствуют приучению обучающихся к добросовестному выполнению заданий, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески. У обучающихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Основными компетентностями, формируемыми у обучающихся, которые посещают кружки «Электродело», «Резьба по дереву», являются: технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов. Кружки журналистики и краеведения формируют готовность к социально-трудовому взаимодействию, коммуникативную компетентность. Занятия в кружках «Оч. Умелые ручки», «Рукодельница», в кружке изобразительного искусства способствуют углублению знаний по предмету «Технология», «Труд» в начальной школе. В процессе обучения у учащихся совершенствуются практические навыки и умения в изготовлении швейных изделий, изделий из дерева, глины, ткани и др. материалов. Формируется художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, пробуждается фантазия. Занятия в студии ритмопласти ,в хоровой студии имеют профессионально-ориентированную направленность: развивается художественный вкус, танцевально-музыкальные способности, формируются музыкальность и ритмичность, развиваются физические способности, внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как самокритичность, самоконтроль, трудолюбие, целеустремленность, умение преодолевать трудности. Все полученные знания и умения имеют практический выход: конкурсы, концерты, выступления на праздничных мероприятиях. Занятия в секциях и кружках физкультурно-спортивной направленности («Айкидо», «Настольный теннис», «Легкая атлетика») основаны на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни, реализуют задачи формирования у детей устойчивого интереса к физической культуре и спорту, обучения их различным видам спортивных игр и развития соответствующих способностей. Что имеет практический выход: участие в соревнованиях городского, областного и всероссийского уровней.

Таким образом, кружковая деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, обогащает их личный опыт, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Трудно переоценить профориентационную и коммуникативную значимость продуктивного подхода. Проживая разнообразные культурные практики, ребенок более осознанно совершит выбор сферы будущей деятельности, научится общаться не только со сверстниками, но и с людьми различного статуса и положения.

Программы дополнительного образования в нашей школе не всегда преследуют непременную ориентацию на дальнейшее профессиональное продолжение этих занятий. Их цель значительней и шире: они призваны развить творческий потенциал ребенка, обогатить его духовно и стать повседневной необходимостью в будущей жизни, специалистом какого бы профиля он в ней не стал.

27. 03. 2013.