Доклад Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных корре

Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В последнее десятилетие XX века и в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Обучающий и коррекционный эффект уроков с использованием компьютеров в специальных (коррекционных) учреждениях достигается за счёт естественной индивидуализации параметров учебного процесса: доступности, скорости, объёма и степени дозирования материала, меры и вида помощи.

Мультимедийная учебная презентация в педагогике определяется как электронное учебное пособие, представляющее собой набор слайдов на определённую тему, разработанное с помощью компьютера.

Учебная презентация может включать в себя тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Демонстрация презентации позволяет учителю за короткий промежуток времени передать такой объём сведений, который невозможно объяснить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Использование крупных красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учётом познавательных возможностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более чётких представлений об изучаемых объектах или явлениях.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях6 в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении учебного материала Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.

Управление сменой слайдов осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано, что позволяет давать информацию в небольшом количестве. Дозировано, что способствует лучшему усвоению материала.

Демонстрационные возможности географических карт, включённых в учебную презентацию, значительно выше, чем у традиционных – печатных. При работе со слайдом, содержащим карту, учитель может приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения: снимать часть географических объектов или их обозначения, упрощая карту; наносить необходимые надписи, пунсоны, совмещать ряд карт, что позволит облегчить сравнение объектов, установление причинно-следственных связей и закономерностей.

Учитель может дополнять карту связанным с изучаемой территорией иллюстративным (изображения животных, растений, пейзажные иллюстрации) и текстовым материалом. Сочетание карты и иллюстративного материала увеличит эффективность презентации, даст возможность учителям разнообразить формы работы на уроках географии.

При изучении ряда географических тем (извержение вулкана, землетрясения, добыча полезных ископаемых) в презентации следует использовать динамический показ слайдов. Анимацию и видеофрагменты рекомендуется применять и для «погружения» в конкретную, малознакомую местность (тропический лес, пустыня), для демонстрации животных в движении.

Включение в презентацию заданий. Тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения , получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с детьми основные географические понятия и словарные слова. Трудные орфограммы выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Учащиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения.

При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран тестовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. На экране можно демонстрировать план рассказа, где последовательно будут выделяться тот пункт плана, который должен раскрыть ученик. Рядом с планом могут появляться слова – подсказки или опорные сигналы. Когда отвечает слабый ученик, могут размещаться и иллюстрации.

Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по иллюстраций, видеофрагментов; составление вопросов к отдельным материалам , поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок, заполнения таблиц и т. д.

Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотра видеоряда. Деятельности детей необходимо отвести активную роль. Опираясь на зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений, школьники под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное для обобщения.

Творческий подход при создании мультимедийной презентации и знание их возможностей позволит учителю сделать урок географии более интересным и продуктивным.