Доклад и презентация по теме Диагностика знаний учащихся по математике и построение обр

ГБОУ СКОШИ VIII вида №7

Доклад на тему:

«Диагностика знаний учащихся

по математике

и построение образовательного маршрута. Отражение индивидуального

прогресса обучающихся.»

Докладчик: учитель математики

Филиппова Н.А.

2011-2012 учод

Основные задачи коррекционной школы – преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация.

Исходя их этих задач, можно определить общеобразовательные задачи обучения математике умственно отсталых учащихся:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; 

использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития логического мышления и таких его процессов, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. Но у учащихся коррекционной школы VIII вида именно эти способности (способность к обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами, гибкость мыслительных процессов, математическая память), необходимые для успешного овладения математическими знаниями, чрезвычайно слабо развиты. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся с нарушением интеллекта. Это объясняется, с одной стороны, абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.

Успех в обучении математике во многом зависит от учета трудностей и особенностей овладения учащимися математическими знаниями и от учета потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся коррекционной школы VIII вида разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Для успешного обучения учащихся математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ребенка, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.

При отборе программного материала по математике, подлежащего обязательному усвоению учащимися, учитывается содержание программы по трудовому обучению, по СБО, по истории, по географии и другим предметам.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся коррекционной школы VIII вида. Однако практика и специальные исследования показывают, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые незначительно, но постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении знаний. Оптимальный объем программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал – требуется многократное объяснение учителя или других учеников. Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.

Учитывая особенности этой группы школьников, программа определила упрощения по каждому разделу, по каждому классу, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. В примечании программы указывается на тот минимум знаний, умений и навыков, которым должен овладеть ученик, чтобы быть переведенным в следующий класс. Без этого минимума знаний его дальнейшее обучение было бы не только затруднено, но и невозможно. Таким образом, программа позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.

С учетом требований программы было составлено календарно-тематическое планирование, где нашли свое отражение дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся разных уровней обучения. Например, 5 класс, 1 четверть, тема «Арифметические действия с целыми числами». Из таблицы видно, что к учащимся II уровня предъявляются более низкие требования (например, устное сложение и вычитание круглых десятков, а не однозначных и двузначных чисел, решение простых, а не составных задач), учащимся II уровня разрешается использовать счетный материал, опорные таблицы, а также предполагается контролирующая или направляющая помощь учителя.

5 класс 1 четверть

Тема

Дата

Проверочные работы

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения

Арифметические действия с целыми числами

1

Все действия с числами без перехода через разряд

13.09

14.09

Учащиеся должны уметь:

I – выполнять устное (без перехода через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 100;

– выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с последующей проверкой;

– находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;

– решать простые арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания, на разностное сравнение, на нахождение остатка или общего количества;

– решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

II – выполнять устное сложение и вычитание круглых десятков в пределах 100;

– выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через один разряд с последующей проверкой (с использованием счетного материала);

– находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания (с использованием опорных таблиц);

– решать простые арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания, на разностное сравнение, на нахождение остатка или общего количества (с помощью опорных таблиц и помощью учителя).

2

Нахождение неизвестного слагаемого

15.09

3

Нахождение неизвестного уменьшаемого

19.09

4

Нахождение неизвестного вычитаемого

20.09

5

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

21.09

6

Порядок действий

22.09

7

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

26.09

Административная контрольная работа

8

Работа над ошибками

27.09

Итого

Диагностика знаний и умений учащихся

Формированию прочных вычислительных умений и навыков способствуют самостоятельные письменные работы учащихся. Регулярно, согласно заранее спланированному графику, примерно 1 раз в месяц проводятся контрольные работы по математике, целью которых является диагностика знаний, умений и навыков учащихся по определенным темам программного материала. Контрольные работы имеют несколько вариантов, каждый из которых подбирается в зависимости от возможностей учащихся. При этом варьируются объем, степень сложности материала и виды заданий. Например, из этой контрольной работы видно, что для I варианта дана составная задача, для II и III вариантов – простая, количество примеров и степень их сложности постепенно снижается, и, наконец, в контрольной работе для III варианта отсутствует 5 задание «Округлить числа».

5 класс II четверть

I вариант

Задача

Фермер вырастил 230 кур, гусей на 103 меньше, чем кур, и 145 уток. Сколько всего домашних птиц вырастил фермер?

Решить уравнения

x – 562 = 238

710 – x = 146

Решить и проверить

439 + 348

1000 – 972

800 – 325

723 + 156

4. Решить примеры

330 – 48 : 6

(100 – 1) – 99

3 ∙ 9 + 548

324 + (186 – 97)

5. Округлить числа

до десятков: 472, 218,

81, 59

до сотен: 593, 147

II вариант

Задача

Фермер вырастил 230 кур, гусей на 103 меньше, чем кур.

Сколько гусей вырастил фермер?

Решить уравнение

x – 560 = 208

Решить и проверить

348 + 439

1000 – 72

860 – 325

Решить примеры

330 – 48 : 6

5 ∙ 9 + 527

Округлить

до десятков числа

193, 315, 62, 47

III вариант

Задача

Фермер вырастил 236 кур, гусей на 103 меньше, чем кур.

Сколько гусей вырастил фермер?

Решить уравнение

x – 560 = 218

Решить и проверить

348 + 432

860 – 325

Решить примеры

339 – 48 : 6

5 ∙ 9 + 527

На основании результатов, полученных в контрольных работах, составляется анализ, позволяющий отследить результативность коррекционно-развивающей работы, проводимой на уроках математики. Первоначально анализ содержал обобщенные блоки тем программного материала, что потребовало его доработки. В данный момент анализ состоит из оптимального набора тем программы, изучаемых с 5 по 9 класс.

Класс _______ Анализ контрольных работ по математике

Дата _________ за __ четверть 201__- 201__ учебного года

Фамилия, имя

Целые

числа

Обыкновенные

дроби

Десятичные

дроби

Числа, полученные при измерении величин

Нахождение неизвестного числа

Задача

Порядок действий

Проценты

Нахождение дроби (%) от числа

Сравнение

Вариант

Оценка

сложение

вычитание

умножение

деление

сложение

вычитание

умножение

деление

сложение

вычитание

умножение

деление

сложение

вычитание

умножение

деление

алгоритм

вычисления

алгоритм

вычисления

алгоритм

алгоритм

Учитель ____________________________________

Итоги проверочных работ вносятся в индивидуальные анализы контрольных работ, хранящиеся в портфолио учащихся по математике. Это позволяет отследить динамику формирования, развития и совершенствования математических знаний, умений и навыков каждого учащегося, наглядно увидеть «западающие звенья» и активизировать работу в данном направлении.

Анализы контрольных работ по математике

М. Александра

Дата

Целые

числа

Обыкновенные

дроби

Десятичные

дроби

Числа, полученные при измерении величин

Нахождение неизвестного числа

Задача

Порядок действий

Преобразование дробей

Нахождение дроби (%) от числа

Сравнение

Округление

Вариант

Оценка

сложение

вычитание

умножение

деление

сложение

вычитание

умножение

деление

сложение

вычитание

умножение

деление

сложение

вычитание

умножение



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст